04.02.2005 03:00
    Поделиться

    Этикет вне зоны доступа

    Если не можешь выключить телефон - выключи хотя бы звонок

    Может ли работодатель запретить вам пользоваться телефоном? Обязаны ли выключать аппарат в библиотеке, например?

    По мнению эксперта Виктора Наумова, руководителя группы по правовой защите интеллектуальной собственности компании Ernst & Young в СНГ, работодатель вправе запретить использование личных мобильных телефонов сотрудников на рабочем месте в рабочее время или установить особые правила для их использования. Российское законодательство позволяет определять те или иные условия труда путем внесения соответствующих норм в правила внутреннего трудового распорядка - например, запрета телефонов. Другой вопрос, что реальной действенной ответственности за нарушение условий пользования телефоном пока не установлено, и, например, суд, в рамках которого будет рассматриваться трудовой спор об увольнении исключительно из-за мобильного, скорее всего, закончится восстановлением на работе сотрудника.

    Что касается публичных заведений, то их администрация вправе запретить использование телефонов путем размещения объявления на входе - это будет рассматриваться как своеобразная оферта: когда человек входит, он тем самым ее акцептует, то есть принимает поставленное условие.

    В США обеспокоены использованием телефонов за рулем автомобиля в рабочее время. Компания ExxonMobil специально проводила исследование и выпустила формальную бумагу о запрете использования телефонов сотрудниками при вождении автомобиля в служебное время по соображениям безопасности. Выключать телефон в машине не требуется, но отвечать на звонки нельзя, они должны переадресовываться в голосовую почту. Ее надо проверять только во время остановок. В компании DuPont разговоры за рулем "настоятельно не рекомендуются". В MBNA America Bank рассчитывают, что сотрудники будут руководствоваться здравым смыслом и благоразумием. Впрочем, конкретные менеджеры могут запрещать использовать телефоны в конкретных помещениях банка. При этом использовать встроенные камеры сотрудникам запрещено везде. А в Сиэтле таксистам собираются запретить говорить по телефону, когда в машине находится пассажир.

    В Австралии борются с раздражающими, нестандартными мелодиями звонков. Даже если это безобидная рождественская песенка Jingle Bells. По данным опроса австралийских работодателей, в 54% организаций сотрудникам рекомендовано установить простой звонок или вовсе переключить аппарат в режим вибрации. Девять процентов разрешают использовать личный телефон только по экстренным поводам, а еще девять - запрещают пользоваться вовсе. В одном из муниципалитетов даже ввели пятидолларовый штраф за не выключенный на время совещания телефон.

    Проблема приняла такие масштабы, что австралийские профсоюзы начали борьбу за право сотрудников на мобильную связь. А австралийская ассоциация мобильных телекоммуникаций составила свод правил мобильного этикета.

    Десять золотых правил

    1. По возможности выходите на улицу или в другую комнату, если можете помешать присутствующим своим разговором.

    2. Если ждете важного звонка и поэтому не можете выключить телефон, включите беззвучный режим.

    3. Когда положено, выключите телефон и проверьте, что он выключен.

    4. Сохраняйте свой разговор частным, помните об окружающих.

    5. Говорите тихо, у телефона чувствительный микрофон. Если вам плохо слышно, проверьте громкость своего аппарата.

    6. Не всегда обязательно отвечать - во многих ситуациях лучше использовать автоответчик.

    7. Невежливо прерывать очный разговор из-за звонка.

    8. Не посылайте по SMS неуместных сообщений.

    9. Используя мобильную камеру, уважайте частную жизнь других людей. Спросите разрешения, прежде чем кого-то сфотографировать.

    10. Администрация публичных мест может запрещать звонки, а не телефоны. Следует просить переключить аппарат в беззвучный режим перед входом в помещение.

    Поделиться