07.02.2005 01:00
    Поделиться

    Пушкинский фестиваль в Пскове

    Ему было что собирать: за эти годы псковичи увидели спектакли Олега Ефремова и Анатолия Васильева, Эймунтаса Някрошюса и Деклана Доннеллана, Юрия Любимова и Петра Фоменко, спектакли из Орла и Казани, Новгорода и Воронежа, Иркутска и Риги, многих других городов России и ее ближайших соседей. Ему было где собирать - Псковский театр драмы носит имя Пушкина, и на его сцене проходят главные события фестиваля. Разнообразие спектаклей - мастерских и провальных, традиционных и экспериментальных, драматических и музыкальных - могло бы сделать этот фестиваль ничем не отличимым от многих других, если бы не одна его особенность. Фестиваль проходит в окружении лаборатории. Каждое утро крупнейшие пушкинисты (Валентин Непомнящий, Сергей Фомичев, Станислав Рассадин и их коллеги) делятся своими открытиями, размышлениями, последними исследованиями. Каждый вечер вместе с театральными критиками они обсуждают увиденные спектакли. Театр оказывается в фокусе двойного интереса - литературоведческого и театрально-критического. Люди театра и филологи устраивают здесь порой такие баталии, которые составляют не меньший шарм Пушкинского фестиваля, чем его театральная программа.

    Владимир Рецептер, возглавляющий Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге, считает, что русский театр не смог в полноте освоить театральную мысль и театральное наследие своего гения. "Пушкин оставил нам образ своего театра, мимо которого отечественная сцена проходит, только изредка касаясь его". Рецептер одержим погоней за тайнами этого завещанного, но не раскрытого театра. Вот уже несколько лет он руководит актерским курсом Петербургской театральной академии. Его студенты учатся по специальной, пушкинской программе. Через Пушкина они пытаются постичь истину страстей и правдоподобие чувствований, учатся творить вместе с поэтом. "В наших институтах учат только ремеслу. Оно закрывает путь к творению. Как вырастить в актере художника - вот самый главный вопрос обучения".

    Желанием расшифровать тайнопись пушкинского стиха, соучаствовать в самом акте творения, пронизан первый спектакль фестиваля "БАЛбесы", созданный в Пушкинском театральном центре. Его поставил режиссер Иван Ставиский с тремя молодыми актерами БДТ Андреем Аршинниковым, Семеном Мендельсоном и Антоном Шварцем. Три пушкинские сказки - "О попе и о работнике его Балде", "О золотом петушке" и "О мертвой царевне и о семи богатырях" - объединили словечком "бес". Оно подбирается ими повсюду, и из него начинает строиться собственный театральный сюжет: "мне скучно, бес", "врите-врите, бесенята" - и поехало...

    Маленькая кукла Пушкина возникает в руках, нежно покачиваясь в их колыбели, элегантно укладывается на вершину деревянной вешалки и оттуда взирает на актерские забавы. Актеры во фраках поют, танцуют и ворожат словами, точно три маленьких бесенка, возникших из игры пушкинских рифм - бес чувств, бес жизни, бес любви. История разыгрывается как незатейливый капустник, точно лицеист Пушкин - "сущий бес в проказах" - резвится вместе с тремя актерами от души. И постепенно, из шарад и русских песенок, из разнообразных масок и фокусов за попом и работником его Балдой, за царем Дадоном вырастает болезненно-самолюбивый, безответственный мир непомерного самомнения, мир, который боится и третирует своих соседей, уничтожает близких и сам себя. Бесенята, из чьей игры весело вырастают совсем невеселые смыслы.

    Музыкальная стихия капустника катится неотвратимо к каким-то новым "бесам", которых - вослед за актерами - хочется дальше и дальше откапывать, находить в пушкинской поэзии и прозе. Но они как-то внезапно и лениво бросают эту задачу и переходят к "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях", не имеющей с "бесами" ничего общего. Там они застревают надолго, до конца. Про бесов позабыто, капустник обрастает бесконечными деталями, от которых окончательно отлетает всякий смысл. Спектакль, вот-вот готовый открыть совсем новые смыслы известных стихов, остался всего лишь забавным капустником.

    Нынешний Пушкинский фестиваль в Пскове и Пушкинских горах представит спектакли "Изверг" Михаила Левитина (московский театр "Эрмитаж"), "Бедная Лиза" Марка Розовского, "Жил на свете рыцарь бедный" Владимира Рецептера, "Фантазии Ивана Петровича" (московский театр "АпАРТе", режиссер Гарольд Стрелков), театры из Великих Лук и Новгорода.

    Фестиваль завершится 10 февраля. По традиции в день смерти великого поэта на его могиле в Святогорском монастыре будет отслужена лития.