Вместе с руководителем Центра сравнительных политических исследований Борисом Шмелевым мы попытались "прочитать между строк" - что сулит российской экономике "новый курс" нашего южного соседа.
Российская газета: Какое впечатление произвела на вас программа Юлии Тимошенко?
Борис Шмелев: Программа Тимошенко - амбициозная. Она направлена на достижение больших целей, связанных с реструктуризацией экономики, повышением ее эффективности, улучшением структуры собственности, а ее конечная цель - поднять жизненный уровень населения. Если Тимошенко не победит бедность, ее рейтинг упадет. Сам по себе "план Тимошенко" приемлем и возражений не вызывает.
Что касается персоналий, есть вопросы: в правительство попало достаточно много представителей крупного бизнеса. Тезис Виктора Ющенко о том, чтобы развести власть и бизнес, на практике пока не реализуется. Это сразу вызывает настороженность и даже сомнения. Совершенно очевидно, что включение этих людей в правительство, а также заявления самой г-жи Тимошенко о пересмотре итогов приватизации наводят на мысль, что начнется очередной передел собственности. Если так, то прекрасные идеи, заложенные в концепции премьера, могут зависнуть, поскольку в условиях передела собственности сложно обеспечить эффективное функционирование экономики.
К тому же в программе нечетко определена роль государства. Это - либеральная концепция, направленная на развитие рыночной экономики, но с нечетко прописанными правилами игры именно для государства. Скорее всего, государство окажется "приватизированным" со стороны олигархов (как это было в России в 90-е годы), которые будут проводить политику передела собственности, а само государство окажется вытеснено из экономики, что, как показывает опыт России, и не только, несет негативные последствия.
РГ: Не могли бы вы назвать примеры "новых украинцев" во власти?
Шмелев: Это прежде всего сама г-жа Тимошенко. Ее капитал оценивается то ли в миллиард долларов, то ли в три. Он был сделан сравнительно быстро - на операциях, связанных с распределением газа. Этот капитал не есть результат реализации какого-то бизнес-проекта, и не случайно со стороны России так много претензий к г-же Тимошенко. В правительство входит и г-н Порошенко, крупный олигарх. Можно назвать и ряд других фамилий.
РГ: А что можно сказать о г-не Кинахе, которого некоторые чуть ли не демонизируют? Каков его прежний опыт взаимодействия с Россией?
Шмелев: Будучи премьером, г-н Кинах показал себя в отношении России довольно лояльно. Он верил, что сотрудничество с Россией должно носить взаимовыгодный характер, и пытался развязывать застарелые "узлы". Кинах - прагматик, "технократ". Он ко всему подходит с позиции "выгодно - невыгодно". Его действия были свободны от политизации, и с ним было сравнительно легко работать, поскольку мы понимали его аргументы, а он - наши. Но проблема заключалась в том, что на него оказывалось колоссальное давление.
РГ: Насколько велика вероятность, что российский бизнес выиграет от передела собственности, в частности, сможет купить "Криворожсталь"?
Шмелев: Теоретически я не исключаю, что "Криворожсталь" может достаться России. Во всяком случае, если правительство Украины допустит к торгам "Северсталь", это станет "лакмусовой" бумажкой по проверке подлинности намерений г-на Ющенко о "равных условиях для всех". Если российский бизнес по-прежнему будет сталкиваться с политическими трудностями, это будет неприятным сигналом.
РГ: Пойдет ли Тимошенко на то, чтобы нормально платить за наш газ, и в то же время брать с нашего энергетического транзита разумную "мзду", не терроризируя Москву так, как это делает Минск?
Шмелев: Я надеюсь, что Тимошенко поступит именно так. Шантажа по минской модели со стороны Киева не будет. Отношения с Украиной при новом правительстве в чем-то будут проще, поскольку это будут более прозрачные отношения, в которых экономическая выгода поставлена на первый план. Украина ориентируется на Запад, она хочет войти в ЕС, и свою политику она будет подчинять этой цели. Раздавать замысловатые авансы, требуя под них какие-то уступки, Киев не будет. Договориться по всему комплексу энергетических проблем теперь будет гораздо легче.
РГ: Можно ли говорить о крахе единого экономического пространства?
Шмелев: Я думаю, что ЕЭП хоронить рановато, хотя сомнения об участии в нем Украины очень обоснованны. Но проблема состоит в том, чтобы предложить Украине реальные проекты, которые будут представлять для нее интерес. Если ЕЭП может дать Украине возможность для свободного движения товаров, если Украина увидит от этих проектов перспективу реальной отдачи, я думаю, она будет участвовать в таком ЕЭП. Если все опять сведется к разговору о "концепциях", а реально никто ничего не будет делать, и Россия в первую очередь, то и Украине это не будет интересно.
РГ: Верите ли вы, что Украина одновременно с Россией станет членом ВТО? Будет ли это новым шансом для интеграции?
Шмелев: Запад сделает все, чтобы уже в этом году "затащить" в ВТО Украину вместе с Россией. Формирование ЕЭП при таком раскладе скорее затормозится. Вряд ли одновременное вступление в ВТО даст и дополнительный стимул нашим двусторонним отношениям, но это не изменит логику наших связей, не повлияет на их содержание.
РГ: Верите ли вы, что новое украинское правительство проживет в лучшем случае пару месяцев, до "социального кризиса", как пишут некоторые эксперты, вызванного тем, что правительству г-на Ющенко придется выполнять массу социальных обязательств?
Шмелев: Программа Тимошенко-Ющенко, направленная на реформы, прямо подразумевает социальные издержки. Какие-то предприятия придется закрыть. Придется принять жесткие решения относительно Донбасса, металлургического комплекса. Все будет зависеть от того, какую помощь окажет Запад, чтобы амортизировать социальные последствия реформ. ЕС, как известно, обещал миллиард евро уже в этом году. Если он их даст, правительство устоит. Если нет, придется жертвовать теми или иными фигурами, но я думаю, что президент и парламент сохранят это правительство до тех пор, пока не будет выполнена вся черновая, "грязная" работа. Я не думаю, что речь об отставке правительства зайдет раньше нового года.
РГ: Если судить по-крупному, при ком российскому бизнесу лучше в Украине - при г-не Кучме или при г-не Ющенко?
Шмелев: Российские инвестиции в Украине на сегодня незначительны - около 320 миллионов долларов. При правительстве г-на Януковича российский бизнес в Украине встречался со значительными трудностями, поскольку тендеры проводились так, чтобы максимально ограничить доступ нерезидентам. Политика Ющенко: собственность достается тому, кто предлагает больше денег и лучшие инвестиционные программы. Поэтому российский бизнес получает новые возможности. Это, конечно, только в теории, а как будет на практике и сможет ли российский бизнес использовать эти возможности - покажет только время.