Клепач: рост ВВП лишь наполовину обязяна ценам на нефть

- Различные ведомства и эксперты по разному оценивают 2004 год, называют даже разные цифры. Какими показателями оперирует правительство?

- В 2004 году ВВП увеличился на 7,1 процента. Рост инвестиций оценивается в 10,9 процента, что ниже чем годом ранее, когда увеличение составило 12,5 процента. С другой стороны, динамика потребительского спроса существенно превышает показатели предшествующего года: розничная торговля возросла на 12,1 процента (в 2003 году - на 8,4 процента), предоставление платных услуг увеличилось на 7,2 процента, что также лучше результатов предыдущего года. Таким образом, можно сделать вывод, что экономика стала более потребительски ориентированной. И в этом плане население оказалось в выигрыше, а вот инвестиционная динамика не соответствует задачам экономической модернизации и ускорению темпов развития.

- Мы опять всем до нитки обязаны нефти?

- Анализ показывает, что рост нельзя объяснить только влиянием внешнеэкономической конъюнктуры. Да, цены на нефть оказались значительно выше прогнозируемых, однако, по оценке минэкономразвития, этот фактор дал чуть больше половины прироста экономики. То есть из 7,1 процента приблизительно 3,6 процента получено за счет ТЭКа. Остальной прирост - это уже наша внутренняя заслуга как государства, так и отечественного бизнеса. При этом ключевым обстоятельством, повторю, стал потребительский спрос.

- Известно, что в 2004 году экономика развивалась весьма неравномерно.

- Пик экономического роста пришелся на второй квартал, тогда и цены на нефть шли вверх и отмечалась высокая инвестиционная активность.

В третьем квартале мотор экономики сбавил обороты. А если посмотреть на ситуацию в промышленности, то она в третьем квартале практически не росла, а в машиностроении даже был отмечен спад. Можно сказать, что возникла пауза роста, которая сопровождалась паузой в увеличении инвестиций. Несмотря на эти и некоторые другие отрицательные моменты, в четвертом квартале рост возобновился. Если же просмотреть всю годовую ретроспективу, то кривая на графике получается такая: в первом полугодии рост - 7,5 процента, в третьем квартале - 6,4, в четвертом - 6,3 процента. Важно отметить, что экономический рост в последние три месяца года определяли преимущественно внутренние факторы, так как экспорт, в том числе нефтяной, несколько сократился. А главным стимулом развития стал инвестиционный спрос, которого так не хватало в течение года. Это напрямую повлияло на оживление в машиностроении, которое по итогам всего года показало хороший результат - плюс 11 процентов.

- Можно ли сделать некий обобщающий вывод об экономическом развитии в целом?

- Несмотря на экономическую аритмию, в целом итоги года можно рассматривать как положительные. Экономика стала более диверсифицированной, произошел определенный сдвиг от ТЭКа в сторону обрабатывающих секторов. Это подтверждает и структура инвестиций, там этот сдвиг еще более заметен. С одной стороны, идет снижение капвложений в нефтедобычу, по оценкам, около 7 процентов, с другой - почти вдвое возросли вложения в металлургию, значительно увеличились они в транспорт, в информационные технологии. Однако в целом нельзя не отметить, что инвестиционный процесс остается неустойчивым, что связано с ростом инвестиционной неопределенности во многих компаниях.

- Темпы роста - это очень важно, но население судит об экономических результатах по другим признакам.

- Согласен, для людей лучший индикатор экономического развития - это изменение уровня их доходов. В этом плане мы получили следующие итоги. Инфляция существенно превысила прогнозируемые параметры, это касается как роста потребительских цен - 11,7 процента, так и роста цен производителей - почти 29 процентов. Несмотря на эти негативные тенденции, рост реальных доходов населения был весьма существенным. Согласно официальным данным Росстата - 7,8 процента по сравнению с 14 процентами в 2003 году. Но это не означает, что прирост доходов упал вдвое. Дело в том, что на динамику этих показателей оказывает влияние покупка населением валюты, размер их сбережений, то есть финансовые операции. А методика подсчета доходов такова, что в ней присутствует двойной счет. Если его убрать, то получим примерно 9-10 процентов роста доходов в 2003 году и около 9 процентов - в 2004 году. Замедление есть, но не слишком существенное. Уменьшение реальной заработной платы почти не произошло: рост в 2004 году - 10,8 процента, в 2003 году - 10,9 процента.

- Как, по-вашему, будет развиваться ситуация в 2005 году?

- Динамичный характер экономики сохранится, хотя темпы роста замедлятся. Это связано с тем, что, по нашим предположениям, цены на нефть будут не такими высокими. Более существенно то, что снизятся физические объемы ее экспорта. В 2004 году он вырос на 11 процентов, еще раньше - на 16 процентов, в дальнейшем предполагаем, что этот показатель остановится на уровне 5-6 процентов. Это значит, что нефть не сможет быть тем двигателем экономического роста, каким она была до сих пор. Второй фактор торможения экономики связан с той неопределенностью в инвестиционных планах, которая обозначилась в 2004 году. И все же мы исходим из того, что инвестиционный импульс, который возник в четвертом квартале ушедшего года, продолжится, так как потенциал в этой сфере большой.

- В таком случае на какую скорость движения способна выйти экономика в 2005 году?

- Учитывая все факторы, рост может составить около 6 процентов. Однако существует ряд рисков. Один из основных - конкуренция между внутренним производством и импортом. В 2004 году импорт возрос примерно на 25 процентов. Это много, хотя и не больше, чем в предыдущие периоды. Для многих секторов экономики, и в первую очередь - для легкой промышленности, пищевой, автопрома, проблема конкуренции с импортными товарами обострится, так как маловероятно снижение курса рубля. Поэтому можно предположить, что у нас возникнут в 2005 году две основные проблемы - с инвестициями и давлением импорта.

- Много споров идет вокруг основных макроэкономических показателей: курса рубля, размера инфляции. Как будет развиваться ситуация здесь?

- В 2004 году произошло сильное укрепление рубля по отношению к доллару - на 14 процентов и существенное укрепление рубля по отношению к евро. Тем не менее реальный эффективный курс, согласно расчетам ЦБ, укрепился только на 5 процентов и уложился в установленные ориентиры. На 2005 год они расширились, укрепление рубля возможно до 8 процентов. Мы исходим из того, что реальные масштабы укрепления эффективного курса рубля будут примерно такие же. Говоря об инфляции, надо прямо признать: полученные за январь результаты делают проблематичным удержание ее в пределах 8,5 процента. Пока же правительство не отказывается от этого целевого ориентира. И уложиться в него все же можно, учитывая, что значительная часть годового инфляционного потенциала уже использована. Но задача трудная и, как показывает предыдущий опыт, одними монетарными методами ее не решить. Что касается дополнительных расходов, связанных с монетизацией льгот, то пока большого их вклада в инфляцию не отмечено.

- Какие основные идеи и проекты намерено реализовать правительство в 2005 году с целью поддержки развития экономики?

- Основной блок этих идей отражен в среднесрочной программе правительства. К ним относятся как налоговые инновации, дальнейшая либерализация госрегулирования, так и меры по прямой поддержке экономического роста.

- В 2005 году правительство намерено продолжить налоговую реформу. Чего ждать от нее бизнесу?

- В среднесрочной программе сказано о намерении снизить НДС к 2006 году до 16 процентов, но пока остается неопределенность в вопросе сохранения льготной ставки НДС в размере 10 процентов. От снижения НДС в первую очередь должны выиграть обрабатывающая промышленность, где большой удельный вес занимает добавленная стоимость, а также сектора новой экономики, в которых доля материальных затрат невысока. Поэтому данную меру можно расценивать не только как направленную на снижение налоговой нагрузки, но и как шаг в сторону развития высокотехнологичных отраслей. Другое предложение, которое рассматривается, - дифференциация НДПИ. В среднесрочной программе эта мера запланирована на 2007 год, но не исключаю, что это может произойти и раньше. Третий момент - это улучшение администрирования, связанного с НДС,- и в первую очередь возврат экспортного НДС, НДС при капитальном строительстве. Это по весу может быть важнее для бизнеса, чем снижение общего НДС на 2 процентных пункта. Я считаю, что данный вопрос следует решить в течение 2005 года. На очереди - совершенствование амортизационной политики. Еще в 2000-2001 годах был принят ряд решений по этому вопросу, но весь положительный эффект был нивелирован отменой инвестиционной льготы. Задача - создать новые возможности, которые позволяли бы бизнесу быстрее обновлять высокотехнологическое оборудование. То есть речь идет об избирательном подходе. Также остро стоит вопрос о возмещении затрат по НИОКР. Возможно, к 2006 году будут сформулированы новые предложения. В стадии подготовки решения о свободных экономических зонах или зонах с особым экономическим режимом, где предусматриваются налоговые льготы. Хотя больших революций в налоговой сфере ожидать не стоит, но пространство для налоговых новаций существует.

- Какие сектора промышленности в 2005 году окажутся в лидерах, а какие - в аутсайдерах?

- Мы прогнозируем, что в 2005 году произойдет замедление роста в топливном секторе, сырьевая группа сохраняет потенциал роста, надеемся на сохранение положительной динамики и в машиностроении. Хотя в этом секторе существуют серьезные структурные проблемы, поэтому полагаться на то, что темпы не снизятся, опрометчиво. Достаточно привести пример автопрома, который развивается медленно и неровно. Если все пойдет нормально, то общий прирост в промышленности может превысить 5 процентов. Возможность увеличения этих темпов в дальнейшем связана не в последнюю очередь с созданием инвестиционного фонда для приоритетных инвестиционных проектов- сначала в 60 миллиардов рублей, а затем, не исключено, и больше. Сейчас эта идея прорабатывается в рамках концепции использования средств Стабилизационного фонда. Пока статус фонда не ясен, идут дискуссии. Возможно, он будет находиться в структуре бюджета, возможно, станет внебюджетным фондом. Сегодня в стране, по сути дела, действует бюджет развития в виде федеральных целевых программ, на 2005 год на них выделено около 300 миллиардов рублей. На 2006 год скорее всего эта сумма возрастет на 60 миллиардов инвестиционного фонда. Все вместе на 2006 год получается 13-15 миллиардов долларов. Это весьма существенный ресурс для влияния государства на экономическое развитие.

Беседовал

Владимир ГУРВИЧ.

Иллюстрация: