09.02.2005 01:20
    Поделиться

    Завтра стартует 55-й Берлинский кинофестиваль

    Три кита Берлинского фестиваля

    Проблемы начались с назначением на пост нового директора фестиваля Дитриха Косслика, который сменил энтузиаста киноискусства, признанного аса и вдохновителя Берлинале Морица Де Хадельна. Крутое пике, которое пережил при этом главный немецкий кинофестиваль, хорошо наблюдается на примере его отношений с российским кино. Если при Де Хадельне программы восточно-европейских стран отбирал знаток нашего кино Ганс Шлегель, то Косслик поручил это дело нашему эмигранту, ныне жителю Кельна некоему Николаю Никитину. А тот, судя по всему, своей селекцией наших картин стремится не столько показать сегодняшний день российского кино, сколько оправдаться в собственных глазах: мол, не зря я все-таки свалил с этой помойки! Поэтому в 2003 году Россию там представлял полулюбительский мусорный "Ледоход", снятый в московской гей-тусовке, в 2004-м - картина о роковой страсти московского интеллигента к приезжему пацану-калмыку "Я люблю тебя" (ее на днях покажут по ТВ, и все желающие смогут полюбопытствовать, какое кино теперь представляет Россию на международных фестивалях). Теперь дело чуть поправлено тем, что Александр Сокуров, отчаявшись растопить сердца каннского жюри, решил попытать счастья в Берлине и отдал туда свое "Солнце" - в тамошнем конкурсе впервые за многие годы появился наш (хоть и наполовину японский) фильм. "Солнце" стало третьей частью задуманной Сокуровым "трилогии диктатуры" - первые две были посвящены Гитлеру ("Молох") и Ленину ("Телец"). Теперь его заинтересовала личность японского императора Хирохито.

    Кроме того, отборщик Никитин предложил побочной программе "Форум" дебютную картину Тани Деткиной "Пакостник" с элементами триллера. Сама Таня Деткина - человек в кино неведомый, но в Интернете известна как сетевой художник. Сюжет ее триллера вращается вокруг заминированного плюшевого медведя, который вот-вот взорвется, и это частично объясняет выбор фильма для Берлинале: медведь - эмблема фестиваля, и любая игра с ним тут к месту. Участие мягких игрушек привлекло внимание эксперта Берлинале и к третьему нашему фильму, отобранному для "Панорамы", - "Марсу" снова никому не известной Анны Меликян. Там Гоша Куценко играет непобедимого, но хилого боксера со сломанной психикой - он хочет бежать от окружающей действительности, мчит куда глаза глядят и приезжает в столицу плюшевых медведей под названием Марс. Картина хилая, как тот боксер, но понять опять можно: снова медведи плюс модное в новорусском "артхаусе" бегство от окружающего кошмара.

    Сильно поплошала с приходом Косслика и вся программа Берлинале в целом - в ней смылись критерии отбора, ее стало кидать из артхауса в попсу и обратно. Но в этом году Косслик, как ему кажется, ухватил за хвост птицу коммерческой удачи. Дело в том, что на прошлом фестивале статус лучшей актрисы получила бывшая порнозвезда Зибель Кекилли из фильма "Головой об стенку". Косслик стал ковать железо, пока оно теплится, и уже заявил, что в этом году на Берлинале будут лидировать футбол, секс и политика. В частности, порнушек будет навалом. Он подвел под это дело и теоретический базис: секс целых 30 лет был под гнетом, и даже бедняжка Кекилли была вынуждена скрывать свою нужную профессию.

    Опыт учтен. Завершающий фестиваль конкурсный фильм "Кинси" покажет нам сексолога 40-х Альфреда Кинси, который написал труд "Сексуальное поведение человеческого самца", - в этой роли Лайам Нисон. Во внеконкурсной программе предусмотрена документальная картина "Внутри "Глубокой глотки", где нам напомнят историю создания скандальной порнушки, собравшей в 1972 году 600 миллионов долларов при 25-тысячном бюджете и не вошедшей ни в какие киноэнциклопедии по причине своей специфичности.

    Кроме порнушек и футбола, среди нынешних фаворитов Берлинале африканский континент. Африке посвящен фильм открытия "От человека к человеку" с Джозефом Файнсом: он расскажет историю антропологической экспедиции в Южную Африку в конце XIX века. Сразу несколько картин клеймят геноцид в Руанде: конкурсная "Иногда в апреле" и внеконкурсная "Отель "Руанда". Документальное исследование "Потерянные дети" расскажет о социальных и расовых конфликтах в Уганде и Судане. Наконец, Берлин увидит снятый в Кейптауне фильм "Кармен в Хайелитша", где главную партию на местном языке "ксоза" поет оперная звезда африканского происхождения Полин Малефан.

    Косслик намерен также укреплять репутацию Берлинского кинофестиваля как "финишной прямой" для раскрутки "оскаровских" номинантов - ведь церемония вручения академических премий начнется уже через неделю после закрытия Берлинале. Поэтому сюда охотно едут американские звезды, чтобы лишний раз засветиться перед фотообъективами и послать воздушные поцелуи берлинским фанам. На Марлен-Дитрих-платц ждут с новыми картинами Гленн Клоуз, Киану Ривза, Кевина Спейси, Уилла Смита, Дона Чидла, Джозефа Файнса, Дженнифер Джейсон-Ли, а из именитых европейцев - Жерара Депардье с Катрин Денев, участвующих в конкурсной драме про старых любовников "Времена меняются". Приедет также Дэниэл Дэй-Льюис ("Банды Нью-Йорка"), чтобы принять из рук Косслика почетную премию "Берлинская камера", которую дают за особый вклад в развитие кинофестиваля.

    Важным событием должен стать показ реставрированной копии фильма Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин" с восстановленными фрагментами, цитатой из Троцкого и музыкой, написанной для первой берлинской премьеры этой революционной картины в 1926 году.

    Всего за 10 дней в Берлине пройдут 343 фильма из 52 стран. Столица Германии всегда славилась массовым интересом к своему фестивалю. Ожидается, что на 1079 коммерческих сеансах побывают 400 тысяч зрителей.

    Новых обладателей берлинских "Медведей", золотых и серебряных, определит международное жюри под руководством американского режиссера немецкого происхождения Рональда Эммериха, создателя развлекательно-познавательных фильмов типа тревожного "Дня независимости" и провидческого "Послезавтра".

    Поделиться