Вместе с отважным парнем "солдатским орденом" гордится вся бригада. Но особенно бойцы подразделения, которые в буквальном смысле дают разведчикам гарантию на жизнь, - специалисты мастерской по ремонту воздушно-десантной техники. И то, что эта техника в исключительном случае не подвела, во многом их заслуга. Наш корреспондент побывал в мастерской "небесных настройщиков" и увидел их работу своими глазами.
Подобных мастерских в белорусских Вооруженных Силах всего три. Действующая в Марьиной Горке, в 5-й отдельной бригаде спецназа - одна из старейших. Еще в конце 60-х годов здесь занялись ремонтом воздушно-десантной техники. После развала Советского Союза рассчитывать на помощь "большой земли" уже не приходилось, поэтому белорусским специалистам пришлось самостоятельно осваивать все необходимые доработки парашютных систем, автоматических устройств и парашютных приборов. Ни в одном из учебных заведений страны таких навыков не дают. Впрочем, и прежде подобных специалистов готовили лишь в Прибалтике. И сегодня в Беларуси только четыре специалиста имеют именное клеймо, которое ставится на парашютный прибор, страхующий жизнь парашютистов. Это своеобразный знак качества, признание мастерства. Двое из таких людей трудятся в марьиногорской мастерской: ее начальник, прапорщик Сергей Дичковский и командир взвода, старший прапорщик Дмитрий Косточкин. Кстати, на счету у комвзвода около 800 прыжков с парашютом и более 300 - у начальника мастерской. Свои "автографы" они ставят лишь тогда, когда на 100 процентов убеждены в качестве проделанной работы. Клеймо именно этих мастеров стояло на парашютных приборах спецназовцев Владимира Тишкевича и Андрея Бравкова, приземлившихся на одном куполе. Парашютные приборы и системы в нештатной ситуации сработали четко.
...Белый халат, аккуратная короткая прическа (для женщин исключения нет) и владение швейной машинкой - обязательные требования к специалистам мастерской. Через их руки ежедневно проходит около 60 парашютных приборов. Каждый мастер отвечает за определенную операцию. На рабочих местах идеальная чистота. Ведь даже перхоть, попавшая в парашютный прибор, не говоря уже о волоске, может стать причиной трагедии. Все поступающие на проведение регламентных работ приборы при помощи сжатого воздуха тщательно очищаются от сора и пыли. А само помещение наглухо изолировано от проникновения хлора, паров аммиака и других веществ, вызывающих коррозию.
Специалистов в мастерской готовят сами, кандидатов стараются отбирать из молодых солдат, желательно ребят с техническим образованием. Впрочем, не первый год работают в мастерской и женщины: старший сержант контрактной службы Наталья Кучина, ефрейтор контрактной службы Валентина Остапкевич, служащая Маргарита Златина. Их аккуратности, трудолюбию позавидуют иные мужчины. Но наиболее сложные операции выполняют все-таки Сергей Дичковский и Дмитрий Косточкин. Например, производят дефектовку деталей парашютных приборов, то есть определяют их годность к дальнейшей эксплуатации. Рассчитан прибор на одну тысячу срабатываний. Регламентные работы следует проводить два раза в год. Но эти сроки из-за частого использования приборов сокращаются. Уже после десяти срабатываний в воздухе они вновь поступают в мастерскую. Особой тонкости требует работа с автоматическими устройствами: высотомерами, дистанционными приборами, парашютными автоматами для грузовых систем. Два раза в год обязательны и технические осмотры самих парашютов. При их раскрытии возможен обжиг ткани, после чего необходимо накладывать заплатки, восстанавливать строчки, усилительные ленты. Так что совершенное владение швейной машинкой - обязательное требование к специалистам мастерской.
Есть здесь и довольно необычные приборы. Один из них под названием "Миг" привлек мое внимание. Оказывается, этот прибор позволяет определять глубину прогиба ткани. Чтобы купол не подвел в небе, его необходимо ежегодно проверять на прочность.
- Несмотря на то, что наша техника очень надежна, не следует забывать об уходе за ней, - говорит Сергей Дичковский. - Необходимо совершенствовать и свои знания. Этому способствуют ежегодные сборы по подготовке специалистов воздушно-десантной службы и воздушно-десантной техники.
Серьезное внимание уделяется и обмену опытом с российскими коллегами. Не так давно, например, методической литературой по воздушно-десантной технике помог мастерской Рязанский институт воздушно-десантных войск.
Каждый боец бригады, хоть раз совершивший прыжок с парашютом, после мягкого приземления не раз вспоминал добрым словом специалистов мастерской. Они свое дело знают.