Бизнес предложил правительству сделать "10 важных дел"

Идея возникла не на пустом месте. Вчера в российском Союзе промышленников и предпринимателей ждали главу минэкономразвития Германа Грефа, чтобы обсудить с ним проект среднесрочной программы развития страны. Но приехал его заместитель - Андрей Шаронов, поэтому разговор получился - вообще. А предприниматели надеялись, что по острым вопросам им удастся заручиться поддержкой ключевого министра. Стратегию программы, как "либеральную и модернистскую", они, безусловно, поддерживают. Но считают, что в ней упущены моменты, без которых она может превратиться лишь "в благие пожелания". Проблема в том, утверждают бизнесмены, что планы исполнительной власти грешат излишней "стратегичностью". То есть нет понятных для общества ориентиров, которые можно реально проверить и оценить качество их достижения. Отсюда и "одиночество" министров, на которых в последний месяц обрушился шквал критики. А существовала бы программа "Десять важных дел за сто дней" - совсем другой коленкор бы вышел. Но тут главное - "взять груз по плечу" и ориентироваться на самые насущные проблемы людей и бизнеса. От себя предприниматели предложили включить в эту десятку "добрых дел" два вопроса: повысить капитализацию российской экономики и увеличить приток инвестиций в страну. Естественно, с конкретными цифрами, которые можно обсудить в рабочем порядке.

Что касается среднесрочной программы, то ее реализация во многом зависит от активности и эффективности бизнеса. А здесь, как говорится, возможны варианты. Например, сегодня в правительстве должны обсуждать правила выкупа земель под приватизированными предприятиями. Предпринимателям казалось, что им удалось договориться с властью, особенно после того, как президент страны дважды сказал, что нельзя накладывать на бизнес такой непосильный "оброк". А речь идет о 5 процентах от кадастровой стоимости земли в целом по стране и о 20 процентах в Москве и Санкт-Петербурге. Как сказал вице-президент РСПП Игорь Юргенс, такие ставки изымают из оборота бизнеса 100 миллиардов долларов. Значит, предприятия начнут закрываться. В том числе и обрабатывающего сектора, который только начал вставать на ноги и в прошлом году по росту даже обогнал нефтянку. Бизнес настаивает на ставке - 2 процента, которая ему по силам. И, как уточнил Шохин, мы готовы, чтобы в этом вопросе не гребли всех под одну гребенку. Если предприятие перепрофилировалось и вместо завода на его площадях сегодня развлекательный центр или торговая база, то здесь можно применить повышающий коэффициент.

Еще один, не менее болезненный для бизнеса вопрос - продолжающаяся налоговая реформа. С одной стороны, она идет в правильном направлении. Но с другой - озвученные недавно новации приводят в недоумение, особенно намерение разрешить налоговой службе без суда и следствия списывать, например, штрафы за налоговые провинности. Причем степень вины опять же определяет чиновник. Процедура эта весьма закрытая и непрозрачная, волнуется бизнес, к тому же нарушается святой принцип - презумпции невиновности.

Пора отказаться и от налога на добавленную стоимость (НДС). Как сказал Юргенс, этот налог превратился для чиновников в настоящий бизнес. Напомним, что экспортерам, которые сначала расплачиваются с налоговиками на общих основаниях, этот налог должны возвращать. Выбить его - дело не для слабосильных. Юргенс говорит, что "откат", то есть взятка чиновнику, порой составляет до 50 процентов возвращаемой суммы. Мало того, что коррупция процветает, но еще и предприниматели оказываются в неравных условиях. С одного возьмут откат 20 процентов, с другого - 50. Одному вернут НДС, другому - нет. Стонет от этого налога и малый бизнес. Вернее от его отсутствия в бухгалтерских отчетах малых предприятий, которые перешли на упрощенную схему уплаты. Из-за этого они не могут сотрудничать с крупным и средним бизнесом, поскольку негде "оприходовать" НДС. И зона малого бизнеса искусственно сжимается или услуги для "большого брата", например, по охране помещений, организации питания, медицинской помощи, уходят в "тень". И опять государство только теряет. Предприниматели предлагают заменить НДС налогом с продаж. И даже ссылаются на опыт благословенных США, которые признались, что не в состоянии "администрировать" НДС, и благополучно от него отказались.

Судя по настроению представителей бизнеса на пресс-конференции, они не собираются отказываться от диалога с властью по всем этим вопросам. Хотя, резюмировал Шохин, поле для таких переговоров в последнее время стремительно сокращается.