10.02.2005 07:00
    Поделиться

    Правительство Фрадкова продолжает работать

    Еще накануне на Охотном Ряду прогнозировали итоги голосования. Большинство парламентариев считали, что, несмотря на обещанную некоторыми народными избранниками "баню для премьера", вотум все же не будет поддержан. И лишь коммунисты по-прежнему надеялись, что перевес голосов в пользу объявления недоверия может иметь место, правда, в случае тайного голосования. Их идею поддержал и лидер "Родины" Дмитрий Рогозин, объясняя, что только "тайно в кабинках" можно выявить истинное отношение к правительству. Тем не менее депутаты не поддались на уговоры и отдали 302 голоса за открытую процедуру при 89 - против.

    Как бы то ни было, но главная цель депутатов была все же показать избравшим их россиянам собственную активность, пусть даже слегка покритиковав кабинет Фрадкова. Собственно, это подтвердили и сами депутаты, посвятив немало времени обсуждению вопроса о том, заслушать ли сначала отчет Михаила Фрадкова, который планировался на 2 марта, или считать его выступление перенесенным.

    - Пожалуйста, Михаил Ефимович, к трибуне, - пригласил прибывшего премьера спикер Госдумы Борис Грызлов. Фрадков решил совместить полезное с приятным. И для начала отчитался об итогах деятельности кабинета практически за год работы. "Я отдаю себе отчет, что это не самый лучший повод для встреч с вами, но жизнь внесла свои коррективы", - сказал глава кабинета. Фрадков ни в коем случае не пытался оправдываться и перекладывать ответственность за действия правительства на кого-либо. Он рассказал, что извлек несколько уроков и готов высказать ряд соображений о том, на чем его кабинет должен сосредоточиться в ближайшее время. Уроков оказалось немного - всего пять. Тем не менее глава кабинета попытался вложить в них практически новый курс по развитию российской экономики. Единственное, что Фрадков решил разъяснить, - это ситуацию по замене льгот денежными выплатами. Собственно, тот вопрос, из-за которого коммунисты и "Родина" и инициировали вотум недоверия. "Для многих людей замена льгот - это не только вопрос денег, но и заслуг, и, в общем, социального статуса", - заметил премьер. Но непрозрачные льготные схемы, которые лишь подменяли истинную заботу о россиянах, ложились на экономику непосильным бременем.

    - Было понятно, что, когда половина страны является льготниками, никакая экономика не может работать эффективно, - разъяснил Фрадков. Тем не менее кабинет готов нести ответственность за возникшие недоработки.

    - И я персонально, как председатель правительства, от ответственности не ухожу, - сказал премьер.

    Фрадков заверил, что кабинет не просто сделал выводы, но и чувствует все болевые точки. "Тот, кто не обеспечил что-то - свое получит", - жестко заметил он, объясняя, что, несмотря на слишком высокие риски, откладывать реформу было нельзя.

    Что же касается уроков, то, по мнению Фрадкова, конечно же, необходимо было привязывать проведение социальных реформ к обеспечению надлежащего уровня жизни населения. Он заверил, что государство по-прежнему будет индексировать пенсии, выводя их на уровень заработных плат. И в этом смысле приоритеты кабинета нисколько не меняются: во главу угла будут поставлены доходы населения.

    Всю несостоятельность работы с регионами в решении социальных вопросов премьер охарактеризовал как второй урок, полученный в процессе реформы. "Ошибки разделения полномочий слишком дорого обходятся людям", - признал Фрадков. Впрочем, кабинет по полной программе за них ответил. Несмотря на то что в бюджете было предусмотрено на поддержку реформы по замене льгот денежными выплатами 300 миллиардов рублей, главному финансовому ведомству пришлось дополнительно изыскивать средства.

    Премьер еще раз подтвердил, что задача удвоения ВВП по-прежнему остается ключевой и практически оставшаяся неизменной программа социально-экономического развития страны, представленная ведомством Германа Грефа, все же должна будет дать ответ на то, как добиться этого удвоения. Интенсификация развития рыночных институтов стала четвертым уроком для премьера. Эффективность созданных институтов он оценил как очень низкую. Поэтому еще одной задачей станет создание четких и понятных правил для бизнеса. "Они могут быть жесткими, кому-то не нравиться, но не изменяемыми", - сказал Фрадков. При этом он предложил сохранить принцип равноудаленности.

    Пятым уроком для премьера стали такие очевидные для депутатов шаги, как обеспечение необходимыми ресурсами проводимых реформ.

    - Можно представить, что это известные действия, но от нас их ждут, - согласился с недовольными депутатскими голосами премьер. - У нас есть все необходимое: и руки, и голова.

    Но коммунисты, настроившись определенным образом, в штыки восприняли новую экономическую политику кабинета и язвительно сожалели о том, что главе кабинета министров потребовался целый год для извлечения этих уроков. Депутат от КПРФ Нина Останина пыталась обвинить правительство в том, что оно, не увеличивая размер пособий на детей, фактически выступает против здорового общества. Кабинет Фрадкова можно обвинять во многих недоработках, но, пожалуй, не в этом. Правительство недавно поддержало предложение депутатов по увеличению пособий, правда, признав, что это лишь малая толика необходимого. "Нужна комплексная политика по работе с молодежью", - согласился Фрадков.

    Депутаты интересовались многими вопросами деятельности кабинета. В том числе и проводимой административной реформой. Но Фрадков заверил их, что говорить о ее результатах слишком преждевременно. Премьер ждет того момента, когда ведомства "станут штабами, а министры - политически ответственными за то, что происходит в их отраслях". Тогда, по словам премьера, и можно говорить о результатах.

    Но фундаментальная речь премьера не убедила депутата Оксану Дмитриеву, которая заметила, что практически во всех реформах есть концептуальные ошибки.

    - Ошибки господина Зурабова по Пенсионной реформе "тянут" на 550 миллиардов рублей, а господина Кудрина - по стабилизационному фонду - на 1 триллион рублей, - привела пример депутат. Если народные избранники хотят улучшить экономическое положение страны, то должны отказаться от таких дорогостоящих министров. "Дорогостоящее" правительство готово не только, судя по всему, нести ответственность за проводимые реформы, но и финансировать науку, образование и пенсии.

    Поделиться