Андрей Фурсенко: не вуз, а семья

Идея пообщаться напрямую, без посредников, с папами и мамами (а также бабушками-дедушками) нынешних школяров родилась у министра Фурсенко далеко не спонтанно. Встречу тщательно готовили и выбрали для первого такого разговора экспериментальную школу N 186 (в Нижнем ее называют авторской академической). Что особенно важно - разовым мероприятием не ограничатся. Министр выразил готовность встречаться с родителями регулярно, более того - обещал провести в обозримом будущем Всероссийское родительское собрание.

Почему вдруг у образовательного ведомства возник столь пристальный интерес к мнению родителей? Андрей Фурсенко объяснил это так:

Родители вместе с государством должны инвестировать средства в будущее своих детей.

- В 90-е годы государство фактически ушло из образования, оставив его выживать самостоятельно. Школы и вузы благодаря энтузиазму педагогов и экстренно предпринятым ими самими мерам выжили. И все бы хорошо, но образовательная система в результате замкнулась на себя: сама себе ставит задачи и самостоятельно их решает. Сегодня необходимо дать школе - как средней, так и высшей - внешний заказ. Кого надо готовить? В ком больше всего заинтересовано общество? Кого хотим получить на выходе из школы и вуза?

Если для учебных заведений профессионального образования (училищ, техникумов, вузов) заказ должны сделать прежде всего работодатели, то для школы - родители. С работодателями, по словам министра, проще. А вот требования родителей к школе иногда слишком эмоциональны: платите учителям в несколько раз больше и сделайте так, чтобы школы не походили на мусорные свалки...

Родители нижегородских школьников - люди тоже с эмоциями, но они заранее настроились на серьезный и конструктивный разговор с министром. Во многом потому, что школа, в которую он приехал, как теперь принято говорить, инновационная. И родители тут "продвинутые", интересующиеся вопросами образования и будущего своих детей.

Им не все равно, чему и как учат в школе. И будут ли востребованы эти знания и навыки, помогут ли во взрослой жизни? Ведь дети должны уметь ориентироваться в море информации, принимать решения, работать в команде, быть толерантными.

- Фундаментальность нашей школы - это и ее плюс, и ее минус, - заявил по этому поводу министр. - Можно только посочувствовать тем детям, которые получили глубокие фундаментальные знания, но им не хватило умения собраться, чтобы успешно сдать вступительные экзамены. Поэтому нужно, сохраняя фундаментальность, все же учить детей практическому применению их знаний.

Серьезные претензии - и у родителей, и у министра - к качеству подготовки педагогических кадров. Нужно сделать так, чтобы в школу приходили личности. Конечно, в этой связи не могли не коснуться финансирования образования. Министр возлагает большие надежды на внедряемую сейчас отраслевую систему оплаты труда. Она призвана выделить лучших учителей и платить им достойно. Общий фонд оплаты труда в сфере образования должен быть увеличен вдвое в течение трех лет. Это потребует от государства как минимум 300 миллиардов рублей.

Много вопросов по-прежнему связано с правилами поступления в вузы. Останется ли альтернатива единому госэкзамену или он будет введен повсеместно для всех выпускников российских школ?

Министр видит плюс ЕГЭ в том, что это более объективная система оценки знаний. Если вузы хотят проводить свои дополнительные испытания, то их условия тоже должны быть известны всем хотя бы за год. А то получается, что способный ребенок, набравший по ЕГЭ максимальное количество баллов, не проходит в вуз только потому, что другой поступает по блату или за деньги. Эту систему, по мнению Андрея Фурсенко, нужно ломать.

Больше внимания будет уделяться предметным олимпиадам школьников, на их финансирование выделят дополнительные средства. Родители выражали недовольство тем, что сейчас они вынуждены отправлять своих детей на региональный и всероссийский этапы олимпиады за свой счет. "Я заплатила пять с лишним тысяч рублей, чтобы моя дочь поехала на олимпиаду защищать честь школы", - возмущалась одна из участниц собрания.

В ответ на это Андрей Фурсенко мягко заметил, что родители все же должны инвестировать средства в будущее своих детей. Система олимпиад полностью бесплатной быть не может. Но от нее не стоит отказываться, потому что это дает детям дополнительный шанс заявить о себе.

Накануне министр образования и науки встретился со студентами и преподавателями Нижегородского госуниверситета и на личном примере призвал всех к мобильности.

- Жизнь сегодня меняется стремительно. Любые знания устаревают через 5-7 лет, - сказал он. - Ничего нет страшного в том, чтобы менять сферу приложения сил в течение жизни, я и сам делал это неоднократно.

Вчера с участием Андрея Фурсенко в Институте прикладной физики обсуждали проект создания Нижегородского технопарка, после этого министр встретился с предпринимателями Нижнего Новгорода и ректорами местных вузов.