Протест против повышения цен на топливо отменился

Это было решено ее организаторами после завершения встречи лидеров, митингующих с вице-премьером Александром Жуковым, когда стало ясно, что бесконтрольный рост цен на бензин не устраивает не только автоперевозчиков, профессиональных водителей и автовладельцев, но и правительство.

Напомним, масштабная акция протеста, по замыслу организовавших ее Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства, Ассоциации международных автоперевозчиков, Российского автотранспортного союза, должна была пройти в два этапа. Сначала пикеты у дорог в разных городах и митинг на Горбатом мосту у Белого дома в Москве.

А на сегодня планировалось вывести на Московскую кольцевую автодорогу колонну "протеста" из большегрузных автомобилей, что, естественно, "напрягло" и столичную мэрию, и ГИБДД - дорожные инспекторы с четверга работают в состоянии повышенной "боевой готовности".

"Проводить подобные акции бессмысленно, - заявил корреспонденту "РГ" начальник ГИБДД ГУВД Москвы Сергей Казанцев. - Они не окажут действия на тех, против кого направлены, а пострадают от них простые москвичи". Движение в столице может остановиться, а ведь в выходой день многие хотят попасть за город. Почему из-за действий перевозчиков должны страдать другие участники движения?

К тому же Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" четко запрещает подобные акции с применением автотранспорта, как средства повышенной опасности.

- Вы только представьте себе колонну из ста фур,- сказали нам в Управлении ГИБДД Москвы. - Она растянется на пять километров! И наверняка ехать будет медленно. Тогда Московская кольцевая автодорога будет парализована.

Вердикт столичного правительства был категоричен: проведение акции не разрешать, она "составит реальную угрозу для нормальной работы предприятий города, и при ее проведении не может быть гарантирована безопасность граждан, пользующихся МКАД". Поэтому маршрут движения грузовиков с ГИБДД не согласовывался. Тем не менее с четверга милиция была готова к любому развитию событий, вплоть до блокирования колонны, в случае начала движения.

Впрочем, вмешательство ГИБДД, очевидно, не потребуется. Вчера ассоциация автоперевозчиков распространила решение штаба по организации акции протеста: "Движение автоколонны по МКАД 12 февраля 2005 года отменяется". А затем к российским перевозчикам обратился глава ассоциации Юрий Сухин: "10 февраля после митинга состоялась встреча с вице-премьером правительства РФ А.Д. Жуковым. На встрече прозвучали основные проблемы автомобильных перевозчиков, достигнуто взаимопонимание, даны соответствующие поручения. Прошу не проводить намеченный ранее проезд колонн автомобилей по МКАД и других акций с тем, чтобы дать возможность реализовать достигнутые с правительством договоренности".

Вчера в аппарате ассоциации царило миролюбивое настроение, корреспондента "РГ" заверили: "Мы изначально были настроены на цивилизованный диалог. Поэтому как только власть дала понять, что готова к серьезному обсуждению, было принято решение приостановить протестные действия, в том числе и в регионах. Чем мы сегодня вместе с ЦК профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства и занимаемся".

Официальный протокол встречи в Белом доме вчера на момент подписания номера "РГ" в печать еще не был готов. Однако основные вопросы, которыми предстоит заниматься правительству и автотранспортникам, известны.

По ключевой проблеме - необоснованному росту цен - власти возлагают большие надежды на новый закон "О защите конкуренции", с которым антимонопольным органам будет легче доказывать сговоры и согласованные действия на том или ином рынке. В том числе, разумеется, и на рынке топлива. Закон одобрен правительством и до 1 марта должен поступить в Госдуму. Если все пойдет по плану, самый близкий срок вступления его в силу - 1 января 2006 года. Правда, известно (и об этом говорил вице-премьер на встрече с транспортниками), что у законопроекта очень много противников, через Думу он будет идти крайне трудно.

С другой стороны, для устрашения монополистов ФАС приготовила кнут и помимо этого закона. Это - введение оборотных штрафов: их размер будет определяться не убогими МРОТами, а процентами от годового оборота компаний-нарушителей. Почему-то в народном сознании новый закон "О защите конкуренции" и оборотные штрафы сливаются в неразделимое целое. Это заблуждение. Для введения оборотных штрафов требуется внести небольшие поправки в Административный кодекс, и они уже давно подготовлены ФАС. Так вот они могут быть введены в дейсвие в кротчайшие сроки.

На встрече в Белом доме речь шла и о низком качестве топлива. В результате министру промышленности и энергетики Виктору Христенко и министру транспорта Игорю Левитину поручено, чтобы их ведомства подготовили предложения по организации производства и продажи "чистого" (не содержащего серы) бензина.

Намерено правительство обратить самое пристальное внимание и на нужды муниципального транспорта - его финансовое положение, считают в минтрансе, должно значительно улучшиться в связи с введением 122-го закона, отменившего бесплатный проезд льготников. Даже введение льготных проездных, на что пошли власти многих регионов, чтобы смягчить социальную напряженность, это "живые" деньги для транспортников. Реальный финансовый расклад можно будет увидеть уже в конце февраля, пообещал министр Игорь Левитин.

Еще ряд поручений по итогам встречи даны минэкономразвития и минфину. Специалисты этих ведомств совместно с автоперевозчиками обсудят проблемы "старого" автотранспорта (старше семи лет), снижения НДС, социальной защищенности водителей. В ассоциации считают, что уже к марту станет ясно, насколько конструктивным окажется дальнейший диалог с правительством, а пока автопоезд "протеста" отправлен "на запасной путь".