"Еще раз проверить механизм ценообразования" потребовали вчера от региональных властей на всероссийском селекторном совещании министр регионального развития Владимир Яковлев и глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко.
Январским ростом коммунальных платежей, по словам Владимира Аверченко, россияне почти целиком "обязаны" возросшим тарифам на газ, электроэнергию и тепловую энергию. Вот некоторые факты: серьезное подорожание услуг теплоснабжения произошло в Москве, Оренбургской и Самарской областях, Хабаровском крае, республиках Карачаево-Черкесия и Хакасия - на 30-40 процентов. А лидерство здесь пока удерживают Татарстан, Калининградская область и Алтайский край, где тепловой тариф вырос более чем в полтора раза. Одновременно в Москве, Белгородской, Пермской, Смоленской, Челябинской областях и в Чукотском и Корякском автономных округах власти подняли стоимость киловатт-часа на 21-37 процентов. Есть, кстати, и регионы, которые в предыдущие годы административно сдерживали рост тарифов, а с 2005 года их "отпустили", объяснив кратное увеличение необходимостью выполнять решение федерального центра. Это Ярославская, Смоленская, Магаданская и Астраханская области.
Как уже сказано, стоимость жилищно-коммунальных услуг в среднем по России подскочила в январе на 272 рубля. Но это, как говорится, средняя температура по больнице. А в Корякском автономном округе переход на
100-процентные стандарты оплаты уже стоил каждому жителю 781 рубль. Причем в большинстве регионов - и не только в тех 20, главы которых уже ввели "экономически обоснованные тарифы", - резко растет число имеющих по закону право на субсидии. Как сказал Владимир Яковлев, за первый месяц года количество имеющих право на субсидии увеличилось на 5 миллионов человек - теперь таких уже 49 миллионов, "и этот список уточняется". Соответственно, придется уточнить и расходы. Так, в 2004 году субсидии получили 13,5 процента семей на сумму 35 миллиардов рублей, и уже очевидно, что в нынешнем году раскошелиться придется куда серьезнее. Пока Владимир Яковлев пообещал подбросить
2 миллиарда рублей сверх уже заложенных в бюджет. Но все это - не более чем пожарные мероприятия.
Без устранения причин нынешней, по сути предкризисной ситуации направить реформу ЖКХ в нормальное русло невозможно. Эта нехитрая мысль стала лейтмотивом вчерашнего "разбора полетов". В самом деле сейчас никто не возьмется сказать, как же формируются тарифы, какие издержки в них закладываются. Это тайна за семью печатями, по крайней мере для потребителей услуг. Скажем, почему в сходных по климатическим условиям регионах тарифы на отопление и электроэнергию разнятся порой в несколько раз? Именно потому министр потребовал от руководителей регионов "еще раз проверить механизм ценообразования". А там, где рост зашкалил за 30 и более процентов, "будут приняты соответствующие меры". Поддержав инициативу губернаторов о проведении аудита в подведомственных им муниципалитетах, Яковлев сообщил по крайней мере об одной реальной антикризисной мере: "В регионах работает специальный штаб министерства регионального развития, который анализирует обоснованность повышения тарифов. Нам нельзя наступить на грабли второй раз, чтобы люди опять вышли на улицы. Люди должны понимать, как рождаются тарифы, и если мы отмолчимся, они в очередной раз скажут: "Грабят".
Правда, уповая на гласность в тарифообразовании, министр не сказал, как он собирается заставить местные власти снизить тарифы - ведь маховик уже запущен, а предприятия ЖКХ по старой традиции надеются поправить финансовое положение с помощью дополнительных средств. Тем более что и сам Владимир Яковлев признал, что долги предприятий этой отрасли достигли угрожающих размеров. Он вернулся к этой поистине вечной теме, предложив реструктурировать эти долги, а в некоторых случаях - идти на списание пени и штрафов.
В целом проработка пакета контрмер пока явно находится в начальной стадии. На передний план выходят меры по поддержке задавленного тарифами населения. Так, полную поддержку федерального центра получил опыт Тюменской области и Республики Бурятия по введению персонифицированных социальных счетов граждан - на них будут перечисляться субсидии. Как уточнил для "РГ" Владимир Аверченко, все регионы уже ведут подготовку к внедрению этой более гибкой формы поддержки населения и к концу 2005 года такие счета должны заработать везде. Осталась лишь сущая "мелочь": сделать бюрократические процедуры минимальными в отличие от нынешней, пожирающей время и нервы людей системы "выколачивания" субсидий.