16.02.2005 05:00
    Поделиться

    Регионы готовятся к смене власти

    Она заложена в самом законе, который делает этот процесс более разнообразным. Теперь аналитики сравнивают не рейтинги, предвыборные бюджеты и административный ресурс, а копаются в биографии и подробностях политической карьеры. Более вариативным стал и сам процесс формирования власти: губернатор может быть выбран президентом из списка полпреда и одобрен местным парламентом. Или не одобрен. Или действующий губернатор вообще может напрямую написать письмо президенту с просьбой оценить его профпригодность и получить мандат. Или не получить. В конце концов, глава региона может лишиться своего поста за грубые недоработки и явные провалы. Таким образом обеспечивается постоянная динамика политического процесса в регионах, а не переменная - от выборов к выборам. Корреспонденты "РГ", в свою очередь, попытались оценить политическую ситуацию в федеральных округах и описать расстановку сил в регионах, где предстоит скорая смена власти. Сегодня речь о Южном, Сибирском и Приволжском федеральных округах.

    Южный покой

    В аппарате полномочного представителя президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака наотрез отказываются говорить о возможных изменениях властного ландшафта и конкретных кандидатурах. Однако местные наблюдатели активно обсуждают и первое, и второе.

    Фактически "гарантии неприкосновенности" в ЮФО сейчас имеют три руководителя: президент Чечни Алу Алханов, губернатор Астраханской области Александр Жилкин и президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков. С первыми двумя руководителями ситуация ясна: они избрались недавно и при желании могли бы подтвердить свои полномочия у президента письменно. Прочные позиции и у главы Кабардино-Балкарии Кокова. В Москве ценят политическую волю и административную хватку президента КБР. Благодаря его усилиям ситуация в республике на протяжении последних лет оставалась относительно спокойной.

    Фактическая назначаемость глав регионов вовсе не исключает интриги, заложенной в самом законе, который делает этот процесс более разнообразным.

    В то же время многие политики в регионе высказывают предположение, что хотя до конца его третьего президентского срока еще остается время, Коков может сам вскоре принять решение об уходе. В качестве вероятных преемников называют проживающих в Москве уроженцев республики. Среди них депутат Государственной Думы от КБР Арсен Каноков. Среди других влиятельных политиков, способных занять кресло президента КБР, называют членов Совета Федерации Хачима Кармокова (бывший председатель Счетной палаты РФ) и Хусейна Чеченова (бывший премьер-министр КБР).

    В относительной безопасности чувствует себя и недавно избранный губернатор Волгоградской области Николай Максюта, известный своими "немодными" прокоммунистическими взглядами, но победивший, хоть и с трудом, очень влиятельных конкурентов. Однако и прихода "варяга" в администрацию области местные наблюдатели не исключают. Называется даже кандидатура "запасного" - бывший премьер-министр Чечни Анатолий Попов

    Противоречивые мнения высказываются и в отношении главы Дагестана Магомедали Магомедова, который руководит республикой уже одиннадцатый год. За это время серьезных соперников у главы Дагестана, как и у президента Калмыкии, в самой республике не осталось. Официальные лица в Махачкале утверждают, что никаких перемен ожидать не следует. Но некоторые эксперты уверены, что череда терактов, прокатившаяся в Дагестане за последнее время, ставит крест на дальнейшей политической судьбе Магомедова.

    Громкие социальные конфликты могут привести к отставке руководителя Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева. Претендентом на его место называют председателя Верховного суда КЧР Ислама Бурлакова. Во время предыдущих выборов он боролся с Батдыевым за пост главы республики. Но федеральный центр может сделать ставку на независимого политика, не связанного местными кланами. В этом случае высоки шансы у одного из бывших руководителей управления ФСБ по Карачаево-Черкесии Сергея Демина, который сейчас возглавляет управление ФСБ по Северной Осетии.

    Не все гладко и у руководителя Северной Осетии Александра Дзасохова. Хотя 70-летний президент у руля власти в республике уже восемь лет, бесланская трагедия обрушила его рейтинг. На его место прочат четырех человек: премьер-министра республики Алана Борадзова, спикера парламента Таймураза Мамсурова и членов Совета Федерации Валерия Кадохова и Эрика Бугулова.

    Лето на Волге

    Летом нынешнего года основные политические события в Приволжском федеральном округе будут разворачиваться в Нижегородской области - в конце июля заканчивается четырехлетка Геннадия Ходырева. Возможность второго срока "красного" губернатора (после избрания Ходырев, впрочем, приостановил свое членство в КПРФ) полностью не исключается, однако большинство местных политологов характеризует это событие как маловероятное. Прежде всего потому, что кандидатура Ходырева вряд ли получит "добро" у депутатов Законодательного собрания. К тому же возглавляет областной парламент Евгений Люлин, сам являющийся претендентом на губернаторское кресло и пользующийся в этом качестве поддержкой полпреда Сергея Кириенко. И негласное, а на деле более чем явное противостояние Ходырева и Люлина стало едва ли не основным лейтмотивом местной политики на протяжении последних двух лет. Но на фоне отчетливой скандализации соперничества Ходырева и Люлина все большее число политологов склоняются к тому, что ни тот ни другой не смогут занять губернаторское кресло. Среди возможных кандидатов на этот пост называют начальника регионального управления ФСБ Владимира Булавина, мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова, депутата Государственной Думы РФ Юрия Сентюрина. Реже возникает фамилия нынешнего первого заместителя губернатора Владимира Попова, но эту кандидатуру также не следует сбрасывать со счетов.

    Вскоре заканчиваются президентские полномочия и бессменного президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Однако в отличие от многих политических долгожителей у него есть все шансы управлять республикой и дальше. Экономическая ситуация в республике хорошая, в политике - стабильность, а сам президент пользуется поддержкой двух третей населения. Нарушать равновесие в стратегически важном регионе не хочется никому. Впрочем, последнее время активно обсуждалась информационная "утечка", будто бы на место Шаймиева прочат главу МВД Рашида Нургалиева. Аналитики, однако, едины во мнении, что такое маловероятно.

    С кандидатурами же на пост главы Саратовской области наступила полная ясность: полпред президента в ПФО Сергей Кириенко уже подал в администрацию президента список кандидатур на пост губернатора. В письме две фамилии: вице-спикер Госдумы Вячеслав Володин и действующий губернатор Дмитрий Аяцков.

    К лету, как уверяют источники, будет решена и кадровая проблема в Самарской области. Напомним, Константин Титов в прошлом году выдвинул идею проведения досрочных губернаторских выборов, однако у него нашлись противники, процесс утонул в судебных дрязгах и глава региона даже рисковал лишиться поста досрочно. Недавно самарский областной суд де-юре продлил его полномочия до лета, однако вероятность того, что губернатор, не являющийся членом "Единой России", останется на своем посту, почти нулевая. Список вероятных преемников уже активно обсуждается. Так, звучат фамилии депутатов Госдумы от Самарской области Владимира Мокрого и Виктора Казакова. Еще недавно как о приемнике Титова говорили и о прокуроре области Александре Ефремове. Однако наиболее вероятной кандидатурой на данный момент считается глава областного правительства Сергей Сычев, фактически исполняющий сейчас обязанности губернатора.

    Полтора губернатора

    В двух из 16 регионов Сибирского федерального округа в текущем году должна произойти смена руководителей исполнительной власти. Кроме того, не исключены и форс-мажорные обстоятельства, при которых в некоторых других сибирских территориях выборы глав могут пройти досрочно.

    Выборы глав субъектов по новой схеме в этом году намечены в Иркутской области и Агинском Бурятском автономном округе. Полномочия действующего иркутского губернатора Бориса Говорина заканчиваются 22 августа, а полномочия главы администрации Агинского Бурятского автономного округа Баира Жамсуева - 29 октября. Оба региональных руководителя уже дважды прошли испытание всенародными выборами. Правда, на выборах 2001 года Борис Говорин во втором туре уступил всего около двух с половиной процентов голосов кандидату от КПРФ Сергею Левченко, что, впрочем, не лишило Говорина статуса политического тяжеловеса. Баир Жамсуев, в свою очередь, на последних выборах в 2000 году показал более чем хороший результат, получив 89,34 процента голосов избирателей. И пока они оба имеют все шансы сохранить свой пост. Впрочем, не следует забывать, что Агинский Бурятский автономный округ вряд ли избежит процесса укрупнения субъектов Федерации и предстоящие выборы главы администрации могут стать для него последними.

    Наряду с очередными сменами губернаторов в Сибири не исключены и внеочередные кадровые перестановки. Во-первых, действующие главы регионов сохраняют за собой право досрочно сложить полномочия и выстроиться в очередь к президенту за поддержкой их кандидатур на выборах по новым правилам. Но как признает полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин, у федеральной власти есть претензии к некоторым региональным руководителям. На состоявшейся 21 января в Томске пресс-конференции полпред конкретно назвал главу Республики Алтай Михаила Лапшина, отметив, что из-за действий последнего "Республика Алтай является одним из проблемных регионов в Сибирском округе". Представитель президента имел в виду ситуацию с ходом восстановительных работ в Горном Алтае после землетрясения 2003 года.

    Впрочем, Республика Алтай не единственный проблемный регион, к которому в последнее время обращено внимание. Так, недавно в Алтайском крае прокуратурой были возбуждены уголовные дела по фактам срыва теплоснабжения города Рубцовска. Хотя эта ситуация пока не связывается напрямую с деятельностью администрации губернатора Михаила Евдокимова, учитывая претензии, которые ранее предъявлялись главе краевой администрации в связи с его кадровой и экономической политикой, политическое будущее нынешнего алтайского губернатора нельзя назвать безоблачным.

    Старый губернатор стал новым

    Вчера прошла инаугурация первого назначенного по представлению президента губернатора Приморья Сергея Дарькина.

    Губернатор в своей речи обозначил те цели, к которым будет стремиться в предстоящие пять лет. Главное, на что замахнулся Сергей Дарькин, - это сделать дотационное пока Приморье регионом-донором. Как пояснил позже первый вице-губернатор Александр Костенко, губернатор имел в виду, что край выйдет на нулевой баланс по доходам и расходам. Пока о помощи другим российским регионам речь не идет. Населению же пообещал улучшение его благосостояния, имея в виду борьбу с бедностью как одну из главнейших задач наряду с удвоением ВВП.

    Поделиться