16.02.2005 03:00
    Поделиться

    Зачем социологи собирают колоритные цитаты из народа

    Фонд "Общественное мнение" ввел в свои традиционные опросы открытые вопросы - в них опрашиваемый должен придумать ответ сам. Обычно в таких ответах можно найти фразу, которая становится афоризмом для широкой публики. Например, ответ одного из безымянных респондентов на вопрос об интересе к политике: "если мы не заинтересуемся политикой, политика заинтересуется нами", - сегодня журналисты цитируют как крылатую фразу. Кроме афористичности, у перлов есть еще одна не менее важная функция. Они показывают, как иногда преломляются высокие государственные истины, официальные позиции, философские понятия в простой человеческой голове.

    Вот "избранное" из таких народных цитат.

    "Что такое, по вашему мнению, "валовой внутренний продукт?" - "Продукт, которого навалом".

    "На ваш взгляд, у каких людей больше всего шансов иметь много денег, что это за люди?" - "Хоть кто, надо бросить пить, курить, начать откладывать потихоньку".

    Есть ответы, которым бы позавидовали профессиональные юмористы и философствующие прикольщики: "Как бы вы охарактеризовали "свободного человека", какой он?" - "Живет честно и справедливо с личным подсобным хозяйством".

    А вот уже пошли социальные портреты. Не совсем положительный образ сотрудника ГИБДД: "крохобор на асфальте"; типичного главы региона: "умный, хорошо образованный вор"; скинхедов: "в извращенном виде занимаются национальным вопросом". И, конечно же, положительный образ женщины: "женщина тоже человек, особенно если умна и образованна".

    А вот народные характеристики, не вызвавшие ни грамма смеха. О Высоцком: "предвестник настоящего и будущего".

    О Шамиле Басаеве: "много чудес грязных он наделал". Грязные чудеса Басаева - этого не придумает ни один журналист.

    Поделиться