Именно для этого минэкономразвития подготовило и вчера внесло в правительство комплексный план действий РФ по реализации положений Киотского протокола. Об этом сообщил на пресс-конференции один из идеологов протокола - заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования Минэкономразвития России, Всеволод Гаврилов. План состоит из нескольких блоков. Один из них - меры по выполнению главного обязательства, то есть по сокращению выбросов парниковых газов в реальном секторе экономики. Называются совершенно конкретные показатели, которые намерена достичь Россия к 2008-2012 годам. В частности, планируется сократить удельное потребление топлива в производстве электроэнергии на 8 процентов, уменьшить предельные выбросы в атмосферу попутного газа на 10 тысяч кубометров на каждые 10 тысяч тонн добываемой нефти в год. Доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны должна вырасти в два раза.
Важным элементом плана является реконструкция муниципальных систем теплоснабжения: уже к 2008 году доля заменяемых ветхих сетей должна увеличиться вдвое. Также предполагаются меры по существенному сокращению потерь природного газа, по утилизации метана при хранении и переработке твердых бытовых отходов. Кстати, сегодня в России, по сути, нет практики утилизации метана, показатель здесь нулевой, а к 2010 году он должен составить 10 процентов.
Согласно обязательствам по Киотскому протоколу мы должны также создать национальную систему мониторинга и оценки выбросов, национальный реестр выбросов парниковых газов. Над этим сейчас работают Росгидромет, МПР и Ростехнадзор. Завершить эту работу планируется в третьем квартале 2005 года. Еще раньше, до конца лета, группа министерств и ведомств представит правительству предложения по законодательному обеспечению реализации Киотского протокола. В том числе предложения о возможности организации торговли сокращениями выбросов внутри страны. Как пояснил Всеволод Гаврилов, здесь позиция Минэкономразвития России остается неизменной и принципиальной: никакого давления со стороны государства на бизнес не должно быть. В министерстве считают пока экономически нецелесообразным вводить такие жесткие требования к снижению выбросов, как в Евросоюзе. Все обязательства предприятия могут принимать только на добровольной основе.
Судя по плану, разработанному минэкономразвития, чего не следует ждать в ближайшее время, так это продажи российских квот на выбросы парниковых газов на международных рынках. На самом деле это один из ключевых вопросов, связанных с Киотским протоколом. Многие сторонники соглашения, говоря о выгодах ратификации, подчеркивали именно то, что на торговле квотами Россия сможет неплохо заработать в ближайшие 10-12 лет: по разным оценкам, от 1 до 5 миллиардов долларов в год. Но Россия выбрала очень осторожную позицию. Распродать квоты можно очень быстро и в итоге оказаться в ситуации, когда их придется уже покупать у других стран, причем по более высокой цене, чем сейчас. Поэтому, "Российская Федерация не планирует продавать квоты, не обеспеченные реальным проектом сокращений выбросов", - твердо заявил Всеволод Гаврилов. Единственное, что можно и нужно с точки зрения минэкономразвития сделать в ближайшее время, - это подготовить правовую базу для так называемых проектов совместного осуществления в России. Это инвестиционные проекты, в которых участвуют две или несколько стран. Они направлены на внедрение технологий, сокращающих выбросы. В результате все участники таких проектов делят между собой образовавшийся объем сокращений выбросов. Уже во втором квартале 2005 года будет разработана и внесена в правительство серия необходимых для этого нормативных актов.