Вчера москвичи, пути которых пролегали мимо здания МВД, где должна была пройти коллегия, пожалуй, впервые прочувствовали на себе утроенную бдительность милиционеров. В ожидании премьер-министра Михаила Фрадкова (Владимир Путин в МВД, как и некоторое время назад в ФСБ, решил не приезжать) подступы к ведомству Рашида Нургалиева были перекрыты далеко от места события. Вряд ли кто-то мог предположить, что милиционеры будут обеспечивать безопасность, перекрыв часть близлежащих к зданию улиц и пропуская спешащих на работу, так сказать "в одно окно". Хотя - ничего нового: как всегда - слаженность их действий оставляла желать лучшего, а команды каждый исполнял по-своему.
Очевидно, что при таком подходе даже не стоит рассуждать о повышении авторитета министерства, которому, по словам Фрадкова, должны способствовать максимальная прозрачность его деятельности, а также работа с представителями общественных и гражданских объединений. "Одними репрессиями при наведении порядка в органах внутренних дел вопроса не решить. Необходимо усилить гражданский контроль в части соблюдения конституционных прав граждан", - как гражданский человек разъяснял премьер собравшимся офицерам. Пока же глава правительства выставил нелестную оценку милиционерам, считая, что работа органов внутренних дел неадекватна ожиданиям общества и масштабам криминальной угрозы.
"Несмотря на достижения органов внутренних дел в прошедшем году, проблем и недостатков немало", - разочаровал Фрадков силовиков.
И уже не останавливаясь, продолжал говорить о неприятном. О том, что в стране до сих пор фактически нет системы борьбы с коррупцией. Не впечатлили Фрадкова и результаты работы министерства в этом направлении в минувшем году: всего было выявлено около 7000 фактов взяточничества в системе МВД. Очевидно, что подобные цифры для такой большой страны, как наша, слишком малы, и не отражают истинного масштаба коррупции. "Нужно очистить систему от мздоимцев и нечистоплотных сотрудников, превративших службу в разновидность бизнеса, и весьма доходную, - заметил глава правительства. - Это дискредитирует власть в целом, и, я надеюсь, что министерство примет жесткие меры к нарушителям закона, невзирая на звания и прежние заслуги".
А чтобы заинтересовать стражей порядка в его наведении, пообещал, что правительство будет уделять внимание вопросам материально-технического обеспечения МВД, материальной и социальной защищенности сотрудников. При этом он попытался быть убедительным и на цифрах показать заботу государства о людях в погонах, заметив, что в минувшем году финансирование ведомства было увеличено на 39 процентов, а в текущем - еще на 17 процентов. В абсолютных цифрах, правда, получалось плохо, но зато Фрадков честно признался, что понимает, насколько это недостаточно. "Очевидно, что мы не сможем в одночасье решить многие проблемы и обеспечить вас средствами, которыми пользуются бизнесмены, не говоря уже о преступниках, с которыми вы находитесь лицом к лицу", - сказал премьер. Но раз уж государство не сможет помочь материально, то глава кабинета министров, видимо, решил поддержать милиционеров морально, призвав формировать особое отношение к долгу, которое не должно определяться размерами денежного вознаграждения.
Впрочем, МВД придется в ближайшее время не только формировать соответствующее отношение к долгу, но и практически полностью перестраивать работу ведомства - восстанавливать службы участковых милиционеров, работать над повышением безопасности дорожного движения, более активно бороться с терроризмом. Кроме того, считает премьер, органы МВД не должны позволять втягивать себя в корпоративные конфликты и споры хозяйствующих субъектов. И вообще, по словам премьера, государство должно покончить с криминальным переделом собственности, в том числе за счет недружественных поглощений. Но и над этим милиционерам тоже придется потрудиться, переквалифицировавшись в экономистов и финансистов. По совету премьера, усилия сотрудников должны быть сосредоточены на подрыве экономических основ организованной преступности, перекрытии каналов финансирования терроризма, противодействии нелегальному вывозу капитала за рубеж и противодействии легализации преступных доходов.
В общем, год работникам ведомства Нургалиева предстоит нелегкий. Премьер не забыл напомнить и о том, что неплохо было бы упорядочить миграционные процессы, поскольку массовый приток лиц без гражданства отрицательно сказывается на рынке труда. По его словам, в числе главных проблем незаконной миграции остаются уклонение от уплаты налогов и давление на рынок труда, которые осложняют социальную обстановку. "Экономика страны нуждается в притоке людских ресурсов, но в цивилизованных рамках, под жестким контролем, - отметил Фрадков как председатель правительства, но не как человек, который когда-либо не сталкивался с миграционным контролем. - Мы не закрываем двери для мигрантов, но при этом должен соблюдаться закон".
Правда, соблюдать закон иностранцам с каждым годом становится все сложнее. Гораздо проще купить зарегистрированную миграционную карту в подсуетившихся фирмах. Именно в таких структурах сегодня предлагают за неплохие деньги безболезненно приобрести временное разрешение, вид на жительство и гражданство. Иногда оказывается, что оформлены документы все же незаконно. Если же пытаться законным путем стать обладателем, к примеру, временного разрешения, то сначала необходимо заполнить анкету, каждая буква в которой в соответствующем отделении милиции, ставится под сомнение. По закону иностранцу надо сдать многочисленные анализы, посетив всевозможные диспансеры - туберкулезный, кожно-венерологический и наркологический. Закон не делает скидку и иностранцам-пенсионерам и не делит на тех, кто приехал из государств, которые раньше были республиками единой страны - СССР, и на иностранцев из дальнего зарубежья.
После подобных процедур, вытерпев хамство персонала и оставив немалые деньги, иностранцы вынуждены отстаивать многочасовые очереди для того, чтобы подать заявление, собрав при этом пачку документов со свидетельством собственного рождения и подтверждением факта своей потрясающей выживаемости в таких условиях. Но и на этом не заканчиваются хождения по мукам. Полугодовое, опять же записанное в законе, ожидание рассмотрения документов в инстанциях сопровождается элементарной покупкой миграционных карт и регистрации. Так может легче стать нелегальным мигрантом, чем обивать пороги властных учреждений? Ответа на этот вопрос на коллегии, конечно же, никто не дал. Пока же в ведомстве Нургалиева рассматривают лишь один вариант борьбы с распространением экстремизма и минимизации угроз терроризма - ужесточение контроля за въездом и пребыванием иностранных граждан и лиц без гражданства. Хотя Фрадков неоднократно подчеркивал, что, с одной стороны, без опоры на население МВД не может функционировать, но, с другой стороны, именно по работе этой структуры население судит о власти в целом. И очень бы хотелось россиянам и иностранцам поверить словам Нургалиева, который заметил, что "МВД предстоит и дальше добиваться, чтобы в органах внутренних дел работали только порядочные люди, для которых превыше всего закон и служебный долг".