То, что по совокупности многих признаков Россия является не только одной из самых цивилизованных стран мира, но и одним из трех главных субъектов евроатлантических цивилизаций, доказать, на мой взгляд, нетрудно. Другое дело, что к некоторым и весьма существенным, например, политическим и юридическим достижениям западноевропейского полюса евроатлантической цивилизации мы подошли только что, то есть с большим опозданием. Ну так в иных областях многие, а то и большинство "цивилизованных стран" по-прежнему от нас отстают.
Однако не стоит обольщаться. Если то, в чем мы отставали, осваивается нами с трудом и медленно (не в историческом масштабе, естественно), то вот с когда-то занятых нами передовых позиций назад мы откатываемся стремительно. Варваризация нашей общественной и приватной жизни, по совершенно справедливому утверждению отечественного философа Валерия Соловья, развивается катастрофическими темпами.
Что касается политической культуры, то, конечно, мы можем только позавидовать воистину глобальному универсализму американского Сената, который позволяет себе, отвлекшись от дел управления своей гигантской страной и подотчетными ей заморскими территориями во всех частях мира, обсудить, например сегодня, в тот самый день, когда публикуется эта статья, политическую ситуацию в России. Это доказывает, что американские сенаторы не даром едят хлеб американских налогоплательщиков.
Я, конечно, не требую, чтобы члены нашего Совета Федерации, любящие называть себя сенаторами, регулярно занимались изучением внутриполитической ситуации в США. Хотелось бы, чтобы и наши сенаторы, и члены нашей Государственной Думы, и наши политики, не входящие в состав Думы и Совета Федерации, воспользовались грядущим юбилеем, дабы проанализировать ход и уроки одного из самых драматических и самого близкого к нам из всех иных драматических периодов отечественной истории.
Я имею в виду, хотя, скорее всего, немногие об этом и догадались, ибо никаких ни политических, ни интеллектуальных, ни формально-научных приготовлений к этому событию не вижу, двадцатилетие прихода к власти Михаила Горбачева (11 марта 1985 года) и фактического провозглашения им курса на политическую перестройку (23 апреля 1985 года, Апрельский Пленум ЦК КПСС).
Безусловно, очевидно и несомненно, что эти два события перевернули нашу страну во всех смыслах. Безусловно и несомненно, что множество трагедий, опустившихся на головы наших людей и народов, сам распад великой страны суть следствие (во всяком случае календарное) тех двух событий, объективно, впрочем, вызревавших все 70-е годы. Но не менее очевидно, что и все наши достижения последних двадцати лет (пусть очень скромные и непоследовательные на фоне трагедий) тоже есть следствие (но уже не календарное только, а и сущностное) прихода Горбачева к власти.
У меня множество политических претензий к Михаилу Горбачеву, но все-таки в основном не как к отдельно взятой личности, а как к представителю того политического класса, который властвовал в Советском Союзе, но не сумел разработать, подготовить и провести объективно назревшие радикальные реформы так, чтобы не погрузить общество и страну в пучину бед и прозябания, длящихся до сих пор.
Однако это не есть повод для игнорирования юбилея столь значимого события, что, конечно, не останется незамеченным, выражусь абсолютно правильно, "в других цивилизованных странах". Где, кстати, как мне кажется, данный юбилей и политически, и интеллектуально не будет проигнорирован.
Юбилей перестройки - не повод для праздника. Во всяком случае для нынешних поколений граждан России. Но он не может, не должен стать и фигурой умолчания. Это будет неправильно, несправедливо, постыдно. Это, наконец, опять позволит не нашими устами и не в нашу пользу интерпретировать нашу историю. Если уж столь очевидный факт, как разгром гитлеровского фашизма в первую очередь Россией и другими соединенными с ней в Советском Союзе народами, ставится сейчас под сомнение, то зачем же нам отдавать исключительно в чужие и порой не самые чистые руки нашу современную историю, нашу современную "оптимистическую трагедию"?
Тем более что вполне прогнозируемо мерзкое доморощенное топтание на имени одного из руководителей России XX века, злобно-непристойное и цинично-неблагодарное верещание провинциальных политических клиентов Запада из стран Балтии, из некоторых других стран, отпущенных Горбачевым из советской орбиты на свободу.
И конечно, нельзя допустить, чтобы имя Михаила Горбачева было, пусть виртуально, пусть только в сегодняшнем нашем сознании, выпущено из российской истории, которую пока мы творим не намного успешнее его.
Мои политические фантазии сбываются далеко не всегда. Тем не менее - фантазирую.
Три президента, по-разному мною ценимые, но все-таки три президента нашей страны собираются в дни юбилея события, открывшего каждому из них путь в историю, собираются вместе, дабы перед лицом всей России и всего мира продемонстрировать единство нации в ее бедах и победах, дабы дать пример не спекулятивной, а искренней консолидации политических элит 85-91-го, 91-99-го и 99-2005-го годов. Единства и консолидации, которые нужны не для взаимных упреков или взаимного прощения грехов, не для покаяния, которого все требуют и требуют от нас те, кому и самим бы не грех покаяться во многом, не для оплакивания прошлого, но для вдохновения будущего. Для молодежи, в глазах которой мы оплевали всю свою историю, всех ее лидеров.
Честному анализу грехов и падений прошедших двадцати лет, первых шести лет этого двадцатилетия такая встреча не помешает, а скорее поможет.
Я продолжаю фантазировать - и вижу большой публичный разговор, опять же в молодежной аудитории, Михаила Горбачева, скорее генсека чем президента, и Владимира Путина, никак не генсека, но точно президента. Человека, начавшего новый исторический этап жизни России, и человека, продолжающего возглавлять страну и нацию на труднейшем пути восхождения к вершинам, открытым перестройкой, из пропасти, в которую мы вместе с перестройкой и рухнули.
Если есть у России враги, то более всего они боятся нашего единства, более всего желают (имея сегодня это желаемое) нашей разобщенности. Весь российский народ, конечно же, не выйдет на улицы, дабы отметить это историческое событие. Но два лидера, призванные, как всякие лидеры, идти впереди нации, могут это сделать.
Много еще какие фантазии теснятся в моей голове. Ну да и сказанного довольно.
Русская цивилизация, оставаясь частью евроатлантической, специфична. Мы многое делаем не как в других цивилизованных странах. Многое - гораздо лучше. И стоит то, что лучше, умножать.