17.02.2005 02:00
Поделиться

Местным энергокомиссиям напомнят об ответственности за тарифы

В 2004 году регулятор тарифов естественных монополий столкнулся с опасной тенденцией. Как считает Сергей Новиков, отсутствие жесткой вертикали во взаимодействии ФСТ и ее региональных служб привело к "надуманной информационной самостоятельности" нижнего звена. А поскольку именно региональные энергетические комиссии несут ответственность за тарифы для населения, то прозрачность и обоснованность тарифов оказались под угрозой.

Прошлый год, заметим, удалось проскочить без серьезных эксцессов. "Вся система госрегулирования в целом выполнила свою задачу", - резюмировал Новиков. Но в 2005 году без опережающих мер власти может выйти по-другому. Особенно в связи с реформой ЖКХ и началом работы знаменитого Закона о замене льгот денежными выплатами. При этом глава ФСТ сразу оговорился, что тарифы для населения сейчас устанавливают местные власти: "Мы не имеем отношения к величине конечного платежа". Действительно, территориальные органы ФСТ определяют только цену электроэнергии для потребителей, стоимость природного газа и тепловой энергии, отпускаемой ее производителем. И это - не главная головная боль для потребителей. Так, Новиков сообщил, что при среднем росте тарифов на услуги ЖКХ в январе 2005 года для потребителей в 30-40 процентов доля регулируемых ФСТ цен не превышает одной трети.

Но сама жизнь заставляет власти искать меры, способствующие стабильности. На недавнем селекторном совещании руководителей ЖКХ регионов министр регионального развития Владимир Яковлев отметил, что регионы закладывают в тарифы для населения все, что только можно, вплоть до "утечек и протечек". ФСТ признает эту проблему. В частности, Сергей Новиков считает, что одна из ключевых тем - то, что газ в квартиры идет без счетчиков. А значит, платить приходится заведомо больше. Поясним, что предельный уровень тарифов на этот год для естественных монополий уже определен правительством. Он таков: по электроэнергии - 9,5 процента, по природному газу - 23 процента, по грузовым железнодорожным перевозкам - 12,5 процента, а по пассажирским - 8,5 процента.

Государственный регулятор подключился к этой почти тупиковой проблеме с неожиданной стороны. Новиков сообщил, что ФСТ предложил ввести в законодательство норму, по которой органы местной власти обязаны информировать региональные подразделения ФСТ обо всех готовящихся повышениях тарифов. Их роль, соответственно, возрастет до функции некоего "стабилизатора". А итоги работы группы министерства регионального развития, которая сейчас проверяет январское "взвинчивание" тарифов в регионах, могут ускорить принятие закона "Об основах госрегулирования развития территорий Российской Федерации".

Готовятся и изменения в ныне действующие законы, которые позволят гибко принимать решения по росту тарифов в регионах - с тем, чтобы "развести" их по времени с неизбежной монетизацией услуг ЖКХ. ФСТ также предлагает регулировать из центра не одни только естественные монополии, но и городской электротранспорт, водоснабжение и водоотведение.

В целом налицо выстраивание жесткой "вертикали власти" и в столь тонкой сфере, как регулирование тарифов. Но Сергей Новиков акцентировал внимание на том, что не считает тарифообразование политикой: "Политика - это методы регулирования тарифов". Как видим, с ними, по крайней мере на 2005 год, власти уже определились.