Многие аналитики прогнозируют непростые отношения России с новой властью Украины, особенно в тех вопросах, где Незалежная, увы, успела нас обогнать. Если говорить о транспорте, то в первую очередь это касается международных автомобильных перевозок. Говорят, вчера на встрече делегаций двух министерств обмен мнениями по этому вопросу явно вышел за рамки дипломатического политеса. Однако к журналистам министры вышли "как братья".
Хотя поводов для раздора предостаточно. Начнем с того, что соглашение о международном автомобильном сообщении согласовывается уже почти десять лет. За это время российские автоперевозчики проиграли в конкурентной борьбе не только с европейскими странами, но и с СНГ, особенно с Украиной и Белоруссией. В такой ситуации всегда есть соблазн, с одной стороны, "надавить", а с другой - "встать в позу". Вот этого, судя по заявлениям министров, как раз и не будет. Глава российского транспортного ведомства Игорь Левитин заметил: "Позиция - я проиграл и никому не дам вести - неправильная. Мы хотим понять, способна ли Россия конкурировать на этом рынке. Если нет - надо создавать условия для своих автоперевозчиков. Снижать цены на бензин, отменять высокие пошлины на ввоз автомобилей мы не можем. Тогда надо объединять усилия с нашими соседями и вместе делить этот рынок". Ведь свято место пусто не бывает. На этой "дороге" уже появились перевозчики из Прибалтики, Италии, Германии. "Прежде всего мы должны остаться конкурентоспособными в Европейском сообществе, - продолжил разговор Евгений Червоненко. - Мы попробуем создать хозяйственные международные объединения, которые учтут интересы обеих стран".
В сентябре прошлого года была подписана концепция развития транспортных систем России и Украины. Вчера украинская сторона подтвердила, что все договоренности остаются в силе. Так что российский бизнес может не волноваться. "С нашим отъездом из Москвы ничего не изменится", - пообещал Евгений Червоненко. Кстати, украинский министр напомнил, что он был последним чемпионом СССР по авторалли. И, как бывший гонщик, знает, к чему могут привести резкие движения на большой скорости. И он не собирается их делать. В планах его министерства - пуск ускоренного поезда между Киевом и Москвой, который на 3-4 часа сократит пассажирам время в пути. А также создание новых правил игры для бизнеса обеих стран. "К сожалению, на украинской железной дороге работала система тарифов и скидок, непонятная разговору открытого публичного бизнеса или хозяйствования, - объяснил свою позицию Червоненко. - И держатели грузов, просыпаясь, постоянно вздрагивали: не захотел ли посредник больше кушать. Поэтому я хочу как для крупных российских компаний, так и для украинских сделать адекватные правила игры. Одни для всех. Для России, например, будут существовать два тарифа - для собственных вагонов и для нанятых". По словам министра, у него на родине такой подход - "все равны в бизнесе и перед законом" - поддержали даже олигархические группы.