17.02.2005 04:55
    Поделиться

    Что помешает удвоить зарплату

    После замены льгот денежными, как круги по воде, пошли незапланированные повышения пенсий, денежного довольствия военнослужащих, стипендий. Теперь, судя по всему, очередь дошла и до заработной платы бюджетников. Михаил Фрадков, выступая в Государственной Думе, пообещал к середине 2008 года удвоить оплату труда врачей, учителей, работников культуры, а также в 1,5 раза повысить минимальную зарплату.

    То, что 15 миллионов наших бюджетников живут плохо, - факт очевидный. Если в среднем по стране начисленная зарплата в конце прошлого года составила 8736 рублей, то в здравоохранении, физической культуре и социальном обеспечении - всего по 4785 рублей, в образовании - 4402 рубля, в культуре и искусстве - 4405 рублей. Отставание - почти в 2 раза.

    А теперь давайте уточним цель, намеченную председателем правительства. Получается, что к середине 2008 года оплата труда бюджетников будет практически такой же, как сегодня - средняя зарплата по стране. Но ведь и она тоже не будет стоять на месте. Например, только в 2004 году средняя начисленная зарплата увеличилась на 17,9 процента. Несложно подсчитать, что при сохранении этого темпа общий рост за период с 2005 года середины 2008 года составит около 80 процентов. В итоге их зарплата будет составлять не 52, а 60 процентов от средней по стране. Но можно ли рассматривать этот сдвиг как радикальный? Ведь за предстоящие годы поднимется и черта бедности, и стоимость жизни.

    Это, кстати, говорит о необходимости оперировать ростом реальной, а не начисленной зарплаты. Нетрудно подсчитать, что за предстоящие 3,5 года инфляция (даже если верить оптимистическим прогнозам правительства) будет не меньше 40 процентов. Тем самым реальная оплата труда бюджетников возрастет только на 60 процентов. Или все-таки речь идет об удвоении зарплаты, очищенной от инфляции?

    Кстати, вызывает недоумение и объявленное до 2008 года повышение в 1,5 раза минимальной оплаты труда. Уже сейчас известно, что нынешняя минималка (720 рублей в месяц) увеличится с 1 сентября этого года до 800 рублей, а затем и до 1100 рублей с 1 мая 2006 года. Вот и получается, что мы имеем уже не обещанные полтора, а 1,52 раза. Выходит, с 1 мая 2006 года по середину 2008 года минимальная оплата труда не будет повышаться вообще! Думаю, что речь все-таки шла не об этом. Поэтому надо срочно уточнить позицию, тем более что общественность требует скорейшего приближения минималки к прожиточному минимуму.

    А теперь, пожалуй, главное. Допустим, правительство оперативно уточнит свою позицию по цифрам. Остается главный вопрос: как реализовать эти замыслы? Ведь ответственность за установление системы и размера заработной платы трех четвертей бюджетников с 1 января 2005 года полностью отдана на откуп регионам. И, как показывает информация, приходящая из субъектов Российской Федерации, в подавляющем большинстве случаев там оставили Единую тарифную сетку по оплате труда работников бюджетной сферы с ее 18 разрядами и соотношением 1:4,5 между ставкой первого и восемнадцатого разрядов. Это значит, что повышение заработной платы будет происходить здесь по старинке: местная администрация, исходя из своих финансовых возможностей, будет прибавлять всем на один и тот же коэффициент. Например, с 1 января 2005 года во многих регионах он был установлен в размере 20 процентов. Как пойдет дело дальше, не знает никто, потому что региональные бюджеты в большинстве случаев худосочны и дефицитны, к тому же на них навалились новые обязательства, связанные с реформой льгот. Не исключаю ситуации, когда какой-нибудь губернатор в ответ на абсолютно справедливое требование повысить зарплату врачам и учителям ответит, что у него денег нет - все ушло на "оплату льгот".

    Но, допустим, в большинстве регионов в этом году все же пройдет 20-процентное повышение оплаты труда бюджетников. Тогда на удвоение даже начисленной зарплаты в оставшиеся 2,5 года понадобится немалые усилия: в 2006 году индексация должна составить 20 процентов, еще процентов 25 - в 2007 году и хотя бы 10 процентов - в первой половине 2008 года. Но мы уже отметили, что оперирование начисленной зарплатой обесценивает поставленную задачу и не позволяет добиться действительного перелома в этой сфере. Поэтому темпы индексации в 2006-2008 годах должны быть хотя бы не менее чем на 30-процентном уровне в расчете на год.

    Насколько это реально? Цена вопроса: 1,2 трлн. рублей дополнительных расходов, из них 900 млрд. - из региональных бюджетов, которые во многом сложатся опять-таки из федеральных денег. Напомню, что все расходы федерального бюджета на этот год запланированы в размере чуть более 3 трлн. руб. Получается, что если всерьез взяться за повышение зарплаты бюджетников, то придется во много раз увеличить помощь субъектам Федерации, привязав их еще больше к центру. Зачем же тогда отпускали их на свободу, позволив самостоятельно распоряжаться заработками своих врачей, учителей, работников культуры?

    А если в регионах начнут принимать собственные системы оплаты труда, отказавшись от Единой тарифной сетки, переходя, например, на нормативно-штатный метод или отраслевые системы оплаты? Как здесь обеспечить удвоение реальной зарплаты по всей территории страны? Очень сложная задачка для федеральной власти. Как бы тут вновь не промахнуться, как это произошло с реформой льгот: отдали все полномочия вниз, а потом пришлось срочно помогать регионам десятками миллиардов незапланированных рублей.

    И, наконец, надо учитывать, что в обозримой перспективе начнется реформа бюджетных учреждений. Им на смену в большинстве случаев придут автономные учреждения и специализированные автономные некоммерческие организации. Там системы оплаты труда будут определяться каждым трудовым коллективом. Можно ли сейчас понять, как эта реформа повлияет на оплату труда бюджетников? Скорее всего, ее динамика станет намного лучше, но позволит ли это удвоить реальный уровень этой оплаты? При этом будут потеряны возможности прямой финансовой помощи из федерального и регионального бюджета этой организации на поддержание и увеличение оплаты труда ее работников.

    Все эти обстоятельства говорят о том, что выдвинутая цель повышения зарплат нуждается в уточнении, также необходимо выработать механизмы ее реализации. В противном случае, можно нарваться еще на одну очень чувствительную социальную неудачу. И это будет тем обиднее, что для достижения задуманного сегодня есть благоприятные политические и финансовые предпосылки.

    Поделиться