Пенсионер разъясняет депутатам, как обустроить Россию

Но наедине с собой, играя, словно ребенок кубиками, он строит сооружения из понятий "добро", "зло", "совесть", "жизнь", "государство". Он делится своими мыслями с президентами и депутатами, спокойно и на равных рассуждая с ними о высоких материях. И адресаты отвечают на его письма. Еще у него есть свой собственный сайт в Интернете (vyasorokin.narod.ru), и дискуссии по вышеуказанным вопросам он может вести хоть с Тамбовом, хоть с Австралией.

Документ заказчика

Знакомьтесь: Вячеслав Алексеевич Сорокин - 1935 года рождения, работал на шахте, служил в армии. Окончил Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова, получил диплом радиоинженера. Трудился на предприятиях оборонной отрасли в качестве конструктора. Впервые страна узнала о нем, когда он направил пятьсот экземпляров книжки собственного сочинения "Как одолеть невежество" депутатам Государственной Думы. Депутатов этот вопрос не волновал стопроцентно, писателю никто не ответил. Но журналисты центральных газет преисполнились дружным умилением: ну надо же, какой чепухой человек занимается, да еще и свято верит, что найдутся люди, готовые воплотить его идею в жизнь.

Сорокин добивался не пиара, он хотел, чтобы его просто выслушали, ведь говорит он о том, что считает очень важным. Тогда он решил объяснить подробнее и доходчивее, как им, депутатам, обустроить Россию. С нашей, конечно, помощью. За четыре года серьезной работы он изложил свои мысли в книге "Кормильцы и нахлебники", в которой речь идет о нравственных основах государственного строительства.

- Эта книга может и должна рассматриваться в качестве проекта для создания Нравственного кодекса народов Российской Федерации. И с помощью такого документа простые граждане России - непосредственные создатели и хранители добра, материальных и духовных благ - смогут наконец навязать слугам своим - господам чиновникам, судьям, депутатам - справедливые условия жизни, - уверен автор.

Теперь собственно о книге. Эпиграф из Шукшина: "Сергей Николаич! - подхватил и Князев ее зов. - Идите-ка сюда, вместе глаза выпучим: тут чавой-то про государство!" Но дальше все серьезно. Поскольку государство - это такая же вещь, как и все прочие, то и проект ее реконструкции изложен в форме нормативно-технического документа. Далее по сути все просто и понятно: народ - основной заказчик в государственном строительстве, законодательно-распорядительные органы власти берут на себя обязанности подрядчика. Роль Генерального заказчика отводится президенту: "Для воплощения этой идеи нужно лишь уговорить нашего всенародно избираемого президента взять на себя обязанности Генерального заказчика государственного строительства и, следовательно, ответственность за создание и введение в служебное употребление основного документа заказчика - Нравственного кодекса народов Российской Федерации. Пусть президент и его служба систематизируют нравственные идеи, содержащиеся в предложениях граждан, объединяют их в общий документ и, действуя от имени народа, рассылают по местам циркулярно в качестве ориентиров с рекомендациями для руководства и воплощения с учетом конкретных условий".

О нравственности и зарплате

Теперь о том, что же следует рассылать циркулярно, если автору повезет и он "уговорит президента". И вот тут бодрый бег моего пера спотыкается. Знаете, что лежит в основе нравственности по Сорокину? Справедливость. А в основе справедливости, уж простите за тавтологию, - идея справедливого материального обеспечения трудящихся в соответствии с их заслугами. Рабочие и учителя, водители и врачи, шахтеры и дворники, пенсионеры и инвалиды должны получать за свой труд столько, чтобы жить достойно. Нижний порог заработной платы должен быть выше прожиточного минимума, пенсия - не зависеть от должности и быть одинаковой у министра и у уборщицы его кабинета, если у них одинаковый трудовой стаж. То есть в нравственном государстве не должны губернаторы покупать футбольные команды, если электорат голодает во имя получения копеечной зарплаты за последние полгода.

Вот и все, или почти все, да не обидится на меня автор. Остальные пункты - лишь способы реализации этого идеала: есть досыта, одеваться пристойно, детей растить, не ломая голову, чем их накормить. Если б бывшей школьной уборщице тете Мане пенсию министра, да с завтрашнего дня! Она бы, может, даже бросила свои полставки дворника в нашем дворе, потому что летом еще ничего, терпимо, а зимой ей все равно не под силу снег на лопату поднимать. Она, может быть, в санаторий бы уехала! И ветчины наелась бы от пуза! И подарки внукам!.. Скажете, не имеет это к нравственности прямого отношения? Как сказать. Нравственность - это совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе. И если нищие старики готовы умирать в пикетах и очередях за льготами, если рождение ребенка ввергает семью на несколько лет в бедность, если на зарплату учителя и военного не прожить достойно, то явно что-то неладно с нашими нормами поведения по отношению к согражданам.

Экспертиза на полезность

Верит ли сам Сорокин в то, что его труд будет востребован? Не знаю... Наверное, он старается об этом не думать, как не размышляет капля, падающая с высоты на камень и разлетающаяся на молекулы без малейшего ущерба для камня. Но однажды он наверняка сдвинется с места, подточенный ее усилиями. Какая капля будет последней - бог весть. А вдруг он и есть та самая капля, которой суждено стать последней?

Если прочесть его труд внимательно, то есть еще один пункт, который для автора важен принципиально. В нравственном государстве власть должна реально зависеть от воли народа. Она должна его слышать, и слышать хорошо. "Руководители производственных и территориальных организаций должны черпать идеи у народа. Для согласованных действий найденные решения должны оформляться... в виде предложений граждан, адресуемых руководителям (чиновникам), и сопровождаться... пояснительными записками. Письменные предложения трудящихся должны в обязательном порядке учитываться властями и перед принятием решения проходить экспертизу на полезность".

Проверить "на полезность" свою идею Сорокин, как мы знаем, пытается давно. Он не просит ни о чем своих высокопоставленных корреспондентов, он предлагает им сотрудничество, а при необходимости может и пожурить: "Уважаемый Борис Николаевич! Насколько я понимаю, закончилась неудачей ваша совместная с Е.Т. Гайдаром попытка вызвать подъем деловой активности промышленных и других предприятий страны..." (из письма президенту России Ельцину Б.Н.). "Уважаемый Петр Михайлович! Вы, я надеюсь, согласитесь с тем, что все руководители (чиновники), вступая в должность, испытывают поначалу некую потребность в руководящих материалах - пособиях и наставлениях - по жизнеобеспечению членов общества..." (Из письма полномочному представителю президента РФ в Уральском федеральном округе Петру Латышеву). "Уважаемый Владимир Владимирович! К большому сожалению, прочитав Ваше Послание, я не заметил, что Вы всерьез озабочены решением этой проблемы..." (из письма кандидату в президенты Владимиру Путину).

Надо отдать справедливость адресатам - они шлют ответы исправно. Есть у Сорокина и отклики уважаемых в городе людей. Например, доктора юридических наук, проректора по научной работе Уральской государственной юридической академии Владимира Бублика: "Книжка Вячеслава Сорокина - это остроумное, со вкусом и профессионализмом написанное литературное произведение, которое я осмелился бы поставить на одну полку с моими любимыми книгами Зощенко и Шукшина, Шендеровича и Губермана, Ильфа и Петрова". Есть и оппоненты, доктор философских наук, профессор Уральского государственного университета А.В. Меренков считает, что "публикация данной книги ничего не добавит нового в критику нынешнего положения. Ситуация не изменится, так как никакие кодексы никогда не преобразовывали жизнь за короткое время в лучшую сторону".

Но вот пройти экспертизу на полезность детищу Сорокина не предлагают, а он как технарь не может удовлетвориться общефилософскими рассуждениями. И тут правда на его стороне. Конечно, счастье - это когда тебя понимают, но когда тебя хотя бы слышат - это уже полдела. Действительно, ну почему философы и теоретики "из народа" маются, подобно герою Шукшина "Н.Н. Князеву, человеку и гражданину", бросаются к любому, кто согласен ознакомиться с содержанием их "восьми тетрадок о государстве"? Разве не должны умные люди наверху по долгу службы с этим ознакомиться и честно сказать - мол, чушь это собачья. И печать приложить. Или к сведению, а то и к исполнению принять, о чем автору сообщить, ведь и "Домострой" кто-то когда-то придумал и записал свои мысли на бумаге. К тому же Сорокин-то, в отличие от его литературного собрата, обращается не к циркачам и не к гримерам, а к народным избранникам!

Он очень надеется на то, что создаваемая Народная палата при президенте РФ станет тем местом, где народная инициатива будет превращаться в рекомендацию для властей. Но и на это недавнее обращение к депутатам Госдумы по вопросу создания Народной палаты ответа он пока не получил. Ждет.

Мыслю - стало быть, существую

Я сижу в гостях у Вячеслава Алексеевича, он потчует меня пирожными и газировкой, волнуясь и тщательно взвешивая слова, отвечает на мои вопросы о государстве, демократии и путях развития гражданского общества. В комнате есть третий человек, не принимающий участие в беседе, - его супруга Людмила Геннадьевна. Уже много лет она тяжело больна, не может себя обслуживать, ее ни на минуту нельзя оставить без присмотра. Когда она начинает волноваться, мой собеседник вскакивает и, успокаивающе бормоча: "Людочка, Людочка, хорошая моя...", нежно усаживает ее на место. Потом отходит к окну, на секунду поворачиваясь ко мне спиной, возвращается: "Это мой крест... Если бы не моя работа, я бы, наверное, уже сошел с ума". Свой личный нравственный кодекс он, не записывая, знает наизусть и следует ему неукоснительно. А книга посвящена "дорогой супруге моей Ушаковой Людмиле Геннадьевне"...