Из истории: документ стали разрабатывать еще в начале девяностых. Но договор принят не был, работу над ним прервал грохот пушек. К идее вернулись в двухтысячном году, когда во главе республики встал Ахмат Кадыров. Гибель Кадырова изменила сроки.
Впрочем, дело, судя по всему, не только в фигуре чеченского лидера. Истинные причины могли таиться в самом тексте договора. "Там такое напридумывали!" - говорили "не для печати" корреспонденту "РГ" и чеченские, и российские политики.
По-видимому, это не было преувеличением. Одно лишь публичное высказывание о создании в Чечне офшора многих насторожило: опять "черная дыра"?
Теперь, как заявил на днях премьер Чечни Сергей Абрамов, есть проект документа. Он отметил, что проект договора небольшой и уже в этом месяце будет передан в представительство Южного федерального округа и далее в Москву. "Я уверен, что в этом году договор точно будет подписан", - сказал Абрамов. По его словам, "никаких сюрреалистических идей в договоре не будет. Документ будет полностью соответствовать Конституции РФ и Конституции Чечни".
Тем не менее Сергей Абрамов намерен просить у федерального центра дополнительных преференций, необходимых для интенсивного развития экономики республики. При этом он не исключил, что "это повлечет какие-то последствия, связанные с внесением поправок в законодательную базу РФ, хотя все опять же будет в правовом поле России".
Не буду утверждать, что это точно есть в проекте, но, судя по высказываниям председателя госсовета ЧР Тауса Джабраилова, который руководил в последнее время разработкой соглашения, Чечня рассчитывает получить из госбюджета 30 миллиардов рублей чистыми и полную экономическую независимость на десять лет.
Нефть чеченцы хотели бы полностью оставить себе. Для этого руководство республики планирует создать топливно-энергетическую компанию, в собственность которой должны будут перейти все государственные предприятия нефтегазовой отрасли, которые работают в Чечне сейчас.
По словам Джабраилова, широко процитированным информ-
агентствами, полномочия по лицензированию геологических разработок, добыче природных ресурсов, их транспортировке и реализации, в том числе и за пределами России, тоже должны быть переданы Чечне на десять лет. Несмотря на обещания не выдвигать политических требований, возникают идеи о запрете федеральным силовым структурам вмешиваться во внутренние дела республики.
Федеральному центру будет предложено заплатить за депортацию чеченцев в сороковых годах. По этому замыслу каждый репрессированный должен получить компенсацию в 500 МРОТ за потерю имущества и 1000 МРОТ за утрату жилья. Чеченцы претендуют также на долю от приватизации федерального имущества, которой они были лишены в начале девяностых, поскольку не получали так называемых ваучеров.
Правда, не исключено, что сам по себе в окончательном варианте текст проекта договора окажется иным. Пока он еще не покидал стен чеченского правительства, и можно допустить, что наиболее радикальные "утечки" сделаны намеренно, с целью зондирования общественного мнения. Похоже, что общественный резонанс от этих просочившихся сведений неоднозначен.
мнения |
Чистый блеф на нефтедолларах
Ахмар Завгаев, депутат Госдумы от Чечни
Российская газета: Ахмар Гапурович, вы принимали участие в разработке проекта договора?
Ахмар Завгаев: Нынешнего - нет, но в свое время я принимал участие в обсуждении документа на начальной стадии подготовки, еще при Ахмат-Хаджи Кадырове.
РГ: Какова ваша позиция?
Завгаев: Я считал и считаю, что, во-первых, надо посмотреть на опыт наших соседей, например из Татарстана, Башкортостана, Ингушетии и Дагестана. Надо бы изучить этот опыт и на основании его готовить свой проект, если уж решили за него взяться.
РГ: Ситуация в Чечне, согласитесь, несколько отличается от ситуации в других регионах.
Завгаев: Тем не менее вольное обращение с Конституцией недопустимо. Если же мы будем нарушать Основной Закон государства, то ничего хорошего из этого не выйдет. Кроме того, прежде чем делить власть, может для начала вернуть украденное детство детям? В Чечне сейчас 21 тысяча детей, искалеченных войной, которые нуждаются в оздоровлении, реабилитации. В республике свирепствуют туберкулез, сердечно-сосудистые заболевания. Крайне необходимо оздоровление экологической ситуации. Чечне нужны республиканские целевые программы. Вот какие документы надо разрабатывать в первую очередь.
В сфере экономики надо определиться отдельно по каждой из отраслей. На сегодняшний день 98,3 процента от всего объема производства дает нефть. А с другими отраслями завал. Надо срочно поднимать строительную индустрию, подумать и о сельском хозяйстве. Это позволит наполнить потребительский рынок собственной продукцией, создать рабочие места и решить проблему с безработицей.
Почему потребительские кооперации не создаются? Зачем нам не оправдавшие себя офшорные зоны, когда можно поднять экономику и без них? Например, если создать условия по кормам, можно увеличить нынешнее поголовье крупного рогатого скота в три-четыре раза всего за несколько лет. В Чечне пустуют овцетоварные фермы, пустуют пастбища. Ну завези ты туда поголовье и займись кормопроизводством.
РГ: Но основное внимание в проекте договора, насколько можно судить по отрывочным сведениям, уделяется не этим сферам, а перераспределению доходов от нефти и созданию офшорной зоны...
Завгаев: Насчет нефти - это путь гибельный. Сам лозунг коварен своей привлекательностью. Люди ведь думают, если нефть будет оставаться в республике, то она вся будет работать на жителей. Это блеф. В бюджет от продажи нефти пойдут только налоги.
Налоговый ад в свободной зоне
Надир-Султан Эльсункаев, директор Центра гуманитарный исследований ЧР
РГ: С вашей точки зрения, нужен ли договор о разграничении полномочий между Чечней и федеральным центром?
Надир-Султан Эльсункаев: Если договор - не дележ власти, то да. Как я понимаю, договор - это добровольное принятие федеральной и республиканской властью обязательств перед населением в связи с процессами, происходившими в республике за последние тринадцать лет.
РГ: Вы знакомы с проектом договора? Можно ли его достать и прочитать в Чечне?
Эльсункаев: Нет. И это меня очень беспокоит. На мой взгляд, документы такой важности не должны разрабатываться келейно или узким составом специалистов. Разрабатывать и обсуждать подобные договоры, особенно в Чечне, необходимо максимально публично с привлечением большого количества специалистов.
РГ: Что, на ваш взгляд, должно быть прописано в договоре?
Эльсункаев: Прежде всего глава о серьезных налоговых льготах на товары, производимые в Чечне. Может быть, вообще на длительный срок освободить фирмы от налогов. Я говорил в свое время с Ахмат-Хаджи Кадыровым о пятидесяти годах. Тогда это позволит рассчитывать на инвестиции в производственную сферу. Необходимо разработать и налоговые льготы для внереспубликанских инвесторов, чтобы им было выгодно вкладывать деньги в экономику республики.
РГ: Не станет ли это легальной лазейкой для компаний, которые стремятся уйти от налогов?
Эльсункаев: Станет, если объявить Чечню свободной экономической зоной. Поэтому такого рода предложения ни в коей мере не должны всерьез рассматриваться и тем более приниматься. Предложение о налоговых послаблениях на товары, производимые в Чечне, в корне отличается от "налогового рая" свободной экономической зоны тем, что позволит восстановить в республике производственную базу и снизить безработицу. Понимаете, Чечне необходимо влиться в общероссийское экономическое пространство, из которого ее сейчас активно выдавливают конкуренты. Ну кому, скажите, нужен лишний конкурент на рынке цемента или кирпича? Монополисты сильны, а антимонопольное ведомство слабо. Снизив налоги на чеченские товары, мы, во-первых, добьемся того, что прекратится расхищение бюджетных средств, выделяемых на восстановление объектов промышленности, во-вторых, бизнесмены сами в кратчайшие сроки достроят их на свои деньги. Я уверен, что тогда, например, многострадальный Чири-Юртовский цементный завод, который уже пять лет отстраивают, будет восстановлен в течение года. Также будет и с другими предприятиями.
РГ: Кроме экономических посулов предприниматели будут учитывать, что вопросы безопасности в республике по сути не решены...
Эльсункаев: Главное - сформулировать правила игры, а крупный и средний, да и мелкий бизнес, он привык действовать по законам экономики. Если будет выгодно работать, строить и зарабатывать в Чечне, поверьте, те же предприниматели первые сделают все, чтобы в регионе наступили мир и стабильность. Мир должен быть коммерчески выгоден.
РГ: Смелое суждение...
Эльсункаев: Готов еще раз повторить свои слова и полностью подписаться. Именно в этом должна быть философия договора.
РГ: И все же на одних только деньгах стабильность не построить. Вы как представитель интеллигенции Чечни, руководитель многих культурных национальных программ хорошо это знаете...
Эльсункаев: Это другая часть проблемы. Любые политические и экономические решения обречены на провал, если не будут восстановлены духовные и культурные связи чеченского общества с остальной частью страны. Поэтому необходимо предусмотреть в рамках договора пункты, которые создавали бы правовую базу для восстановления духовно-культурного поля России в полном объеме.
РГ: Как вы относитесь к идее выплаты компенсаций за депортацию чеченцев в сороковых годах?
Эльсункаев: От сталинизма пострадали все народы СССР, и выделять из этого контекста отдельные народы я бы не стал. Существует закон о реабилитации, и его исполнение должно быть независимо от договора.