На законопроект поступило 377 поправок от 50 субъектов законодательной инициативы. Но только сто из них думский комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций определил к принятию. На пленарном заседании депутаты, кроме этих, одобрили еще одну, вменив Общественной палате экспертизу и нормативных актов правительства.
У Общественной палаты появились новые задачи - теперь она призвана не только выдвигать, но и поддерживать гражданские инициативы, имеющие общероссийское значение и направленные "на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений". Подвергать общественной экспертизе не только проекты федеральных законов и законов субъектов Федерации, но и правовых актов органов местного самоуправления.
Депутаты договорились о том, кто же может стать членом Общественной палаты. По мнению председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея Попова ("Единая Россия"), формулировка получилась простая и емкая - будущий член Общественной палаты - это гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. А дальше уже начинает действовать механизм выбора. Общественная палата формируется из сорока двух граждан Российской Федерации, утверждаемых президентом, 42 представителей общероссийских общественных объединений и 42 представителей региональных и межрегиональных общественных объединений. Не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты объединения, зарегистрированные менее чем за год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава, а также политические партии. При подготовке проекта ко второму чтению профильный комитет постарался сделать максимум возможного для того, чтобы новый орган, призванный стать приводным ремнем между обществом и властью, получился самостоятельным и независимым. По мнению вице-спикера Госдумы Владимира Пехтина ("Единая Россия"), это очень важно - "Общественная палата не будет подвержена влиянию со стороны власти ни одной из ее ветвей, так как в палате не смогут состоять чиновники. А финансирование из федерального бюджета позволит палате быть независимой от коммерческих организаций". Кроме того, считает Пехтин, принципиально важно, чтобы палата получилась и политически непредвзятой. "Неважно, в какой политический лагерь входит член Общественной палаты - левый или правый. Главное, чтобы он искренне болел за тех людей, которых представляет, и обладал настоящей гражданской позицией", - сказал вице-спикер. Кстати, в законопроекте есть норма, которая требует, чтобы член Общественной палаты на время своих полномочий приостанавливал свою партийную деятельность.
Однако, как ни странно, предполагаемая независимость палаты нравилась далеко не всем. Противники ее нашлись и во фракции КПРФ, и среди депутатов, не входящих в думские объединения, и даже в "Единой России". Коммунист Анатолий Локоть настаивал на том, чтобы Общественную палату взял под свое крыло президент. Общественная палата - это смелый проект, но пока "вещь в себе". Последствия ее деятельности могут быть самыми серьезными, обосновывал свою позицию Локоть. Но "если президент хочет получить дополнительный контрольно-консультативный орган, пусть берет ответственность за его деятельность на себя". Олег Шеин из фракции "Родина" предположил, что из независимой Общественной палаты получится ширма, которой будут прикрывать непопулярные законы и действия власти - "всегда можно будет сказать, что с общественностью посоветовались". И настаивал на том, чтобы палату формировали Госдума, Совет Федерации и представители тех партий, которые в Госдуму не вошли. По мнению Шеина, это будет гарантировать, что в палате окажутся люди, имеющие разные точки зрения.
Владимир Овсянников из ЛДПР считал неразумным то, что партийные структуры отстранены и от формирования, и от деятельности общественной палаты. "Это требование может расколоть общество", - предупреждал он коллег.
Лидер Народной партии Геннадий Гудков (фракция "Единая Россия") также отстаивал право партийной Думы и беспартийного Совета Федерации утверждать половину членов Общественной палаты. Это, по мнению Гудкова, "не только сделает Общественную палату более представительной, но и усилит роль парламента и, с учетом перехода на пропорциональную систему выборов в Госдуму, политических партий в жизни общества". Иначе, беспокоился Гудков, "мы ставим под удар критики президента, про которого могут сказать, что он слишком много власти взял в свои руки - и губернаторов назначает, и председателя Счетной палаты представляет".
В депутатском корпусе явно чувствовались опасения, что независимая Общественная палата может оказаться более влиятельной в обществе, чем верхняя и нижняя палаты парламента. "Мы и так, как стрелочники, - говорили думцы, - а теперь попадем под огонь критики еще и Общественной палаты". "А что, если она будет рекомендовать нам какие-нибудь гражданские инициативы, не обеспеченные финансами, которые мы обязаны рассмотреть, но не сможем принять, и снова окажемся виноватыми", - рисовали они грустные для себя перспективы. И пытались вписать в законопроект обязанность Общественной палаты делать ежегодный доклад не только о состоянии гражданского общества ("непонятно, что скрывается за понятием состояние?"), но и об итогах социально-экономического развития, заставив общественников поработать за правительство и Росстат.
А чтобы жизнь им вообще медом не казалась, перевести "местонахождение Общественной палаты из Москвы в Санкт-Петербург". Это, по словам депутата Гудкова, повысит статус Северной столицы, скажется на развитии инфраструктуры - "может, поезда из Петербурга в Москву будут быстрее ездить". И закрепит на берегах Невы кадры, которые пока предпочитают Москву.
"С этим можно было согласиться и поправку принять, - заметил, завершая дискуссию, председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов. - Но только после того, как в Санкт-Петербург переедет Государственная Дума". Законопроект "Об Общественной палате" во втором чтении поддержали 310 депутатов, против были 74.