Наша газета уже писала о том, что из Молдавии опять выслали граждан России. На сей раз в количестве шестнадцати человек. А вместе с ними еще двух граждан Украины и двух Казахстана.
Как заявил директор СИБа (Служба информации и безопасности - аналог российского ФСБ) Молдавии Ион Урсу, жесткие меры объясняются исключительностью случая.
Нелегалы, по версии правоохранительных органов, изготавливали фальшивые документы, подкупали членов избирательных комиссий, "профессионально следили за кандидатами в депутаты" от правящей партии. А также якобы отслеживали и фиксировали маршруты кортежа президента республики. Правда, зачем им это было надо, непонятно.
За подробными комментариями на сей счет корреспондент "РГ" обратился в СИБ. Увы, дежурный заявил, что он не уполномочен отвечать на вопросы прессы, а также связывать с теми, кто уполномочен. Пресс-секретарь уважаемой организации сказал, что он абсолютно не в курсе "шпионской" истории, только вышел на работу. Мы договорились созвониться позже, но в назначенный час телефон молчал.
Тогда пришлось обратиться с вопросом, чем объясняются шпионские страсти, сотрясающие Молдавию, к людям, профессионально занимающимся политикой. Политолог Виктор Дораш, кстати, бывший советник президента Владимира Воронина, считает, что наблюдающееся обострение со стороны Кишинева по отношению к Москве носит откровенно демонстративный и провокационный характер. Высылки граждан России тому подтверждение. Они не мотивированы даже процедурно, полагает Виктор Дораш. Если граждане России занимались чем-то противозаконным, то в этом следует разобраться и вместе с российской стороной принять меры, а не переносить частный случай на межгосударственный уровень.
"Те, кто занимается внешней политикой, вольно или невольно провоцируют Россию на ответные действия. Возможно, в расчете на то, что Запад поддержит такую позицию. Но я не думаю, что результат будет именно таков", - уверен Виктор Дораш.
С ним солидарен и бывший депутат парламента республики Валентин Крылов: "Если коротко, все происходящее - это агония обанкротившейся власти. Власти, которая понимает, что при ее сохранении стратегическое партнерство с Россией вряд ли возможно. Нынешнее молдавское руководство, точнее, один человек - президент Воронин - сжигает мосты, не задумываясь о последствиях, надеясь на то, что Запад в случае чего прикроет. Но последнее заявление США по поводу предвыборной ситуации в Молдове свидетельствует о том, что такие надежды достаточно призрачны".
С галантностью истинных джентльменов руководство Молдавии предоставило женщине реагировать на шокирующее решение Госдумы РФ о санкциях, которые, если будут приведены в действие, способны обрушить экономику республики полностью.
В заявлении председателя парламента Евгении Остапчук, а это первая официальная реакция молдавского руководства на решение Думы, красной нитью проходит слово "сожаление". И о том, что Госдума "включилась в молдавский избирательный процесс", и о том, что "избран путь атаки на одно из самых ценных приобретений - прочную российско-молдавскую дружбу". Причина столь жестких мер, по мнению автора заявления, в недобросовестности информации, представленной российскими депутатами, недавно побывавшими в Приднестровье.
Председатель молдавского парламента призывает своих российских коллег "вернуться на позиции открытого сотрудничества, на позиции базового договора" и заверяет, что "вне зависимости от антимолдавских заявлений и деклараций, которые неожиданно зазвучали в Москве, общество и власть остаются верны ценностям вековой молдавско-российской дружбы".
Похоже, что российские законодатели своим решением фактически помогают молдавскому президенту освободиться от оков. Только народ почему-то от перспектив такой свободы впадает в панику.
Между тем
Пока Евгения Остапчук вынуждена была озвучивать официальную реакцию на решения Думы и выражать надежду на потепление, молдавский президент заявлял местной и подотчетной ему газете "Кишиневские новости" буквально следующее: "Для того чтобы дружить с Москвой, чтобы любить русскую культуру, совсем необязательно быть рабами, закованными в кандалы. Мы в Молдове это доказали".