22.02.2005 04:00
Поделиться

Минфин предлагает по-новому администрировать НДС

Напомним, что сейчас предприятия имеют возможность выбирать, как им удобнее платить НДС: после получения денег за товар или после отгрузки, причем большинство предпочитают рассчитываться с казной после получения оплаты от покупателей. Возможно, скоро все изменится. На прошлой неделе заместитель главы департамента налоговой и таможенно- тарифной политики министерства финансов Наталья Комова заявила "Интерфаксу", что с 2006 года возможен переход для целей налогообложения на принцип начисления. "То есть налог будет уплачиваться не так, как сейчас, - либо по поступлении оплаты, либо по мере отгрузки, а по методу начисления, то есть налог будет начисляться сразу после выставления счета-фактуры", - сказала она. "Если в России сейчас налог возмещается только после оплаты приобретаемых материальных ресурсов, то в мировой практике налог возмещается по факту получения счета-фактуры от поставщика, независимо от того, произвел он оплату или нет. Целесообразность изменений здесь очевидна, - говорит Наталья Комова, - но возникает проблема несколько другого плана: если мы решаемся перейти на такой новый порядок возмещения, то, учитывая удельный вес фиктивных счетов-фактур, есть риск неправомерного возмещения налога, что приведет к дополнительным потерям бюджета". Впрочем, с этой проблемой в минфине обещают справиться.

Кроме того, рассматривается новая возможность контролировать правильность уплаты НДС в бюджет. К радости предпринимателей, НДС-счетов введено не будет. Вместо них предлагается отслеживать движение НДС с помощью кредитных учреждений. "У банков сейчас сумма налога отдельно не учитывается. Если отделить налог от общего платежа и получить такой информационный ресурс о суммах налога, это было бы полезно, была бы страховка от неправомерных вычетов", - говорит Наталья Комова. При этом передача информации будет идти в режиме реального времени, а обобщение информации будет происходить по каждому налоговому периоду.

Функцию сбора и обобщения информации мог бы взять на себя Центральный банк, которому в отличие от Федеральной налоговой службы не нужно выделять деньги на приобретение дополнительных информационных систем, считают в минфине.

Хорошей новостью для предприятий станет сокращение сроков возмещения налога на добавленную стоимость по объектам капитального строительства. Сейчас до ввода объекта в эксплуатацию налогоплательщик не имеет права на вычет. Минфином рассматривается несколько вариантов изменений, которые позволят ускорить возврат денег, в том числе поэтапное возмещение налога. "Образно говоря, закончен нулевой цикл строительства - получи возмещение НДС, закончен еще один этап - получи еще возмещение НДС", - пояснила Наталья Комова. Однако это пока только планы. Предложения по улучшению администрирования НДС будут составной частью законопроекта о внесении изменений в главу Налогового кодекса о налоге на добавленную стоимость. Кабинет министров рассмотрит его на заседании, которое состоится 24 марта.

Эдуард Кучеров,
руководитель департамента налогов и права компании "Бейкер Тилли Русаудит"

- Подавляющая часть налогоплательщиков исчисляют в настоящее время НДС по оплате. В этой связи уплата НДС в предлагаемом порядке, то есть по факту отгрузки, будет отвлекать собственные оборотные средства предприятий. Для многих предприятий такая система будет дополнительным основанием требовать от покупателей рассчитываться авансом или сокращать отсрочку платежа по произведенным поставкам. В то же время я не склонен считать, что подобное, новшество сможет серьезно ухудшить положение большинства налогоплательщиков, поскольку перевод в 2002 году всех организаций на уплату налога на прибыль по отгрузке не вызвал никаких катаклизмов в экономике. При этом необходимо обеспечить баланс интересов налогоплательщиков - предоставить им возможность принимать НДС к вычету, не дожидаясь его уплаты контрагенту, создавать резерв по неоплаченным покупателями в установленный срок счетам-фактурам.

Я лично с большим скепсисом отношусь к идеям, в основе которых лежит оперативный контроль налоговых органов, наверное, их авторы в территориальных налоговых инспекциях не бывают. В настоящее время (и это продолжается уже много лет) во многих инспекциях данные в лицевые счета налогоплательщика заносятся с полугодовыми или даже большими опозданиями. Поэтому надеяться на то, что будет организован оперативный учет данных, получаемых от банков, не приходится. В Центральном банке, насколько мне известно, ситуация лучше (банки каждый день представляют финансовую отчетность, которая оперативно обрабатывается), однако вряд ли разумно наделять ЦБ несвойственными ему функциями, к тому же ставить в подчиненное положение к минфину.

Что касается идеи по ускорению вычета НДС по капитальному строительству, она не может не порадовать. Ведь на постройку даже не очень значительного объекта предприятиям требуется 1-2 года, при этом подрядчикам уплачивается НДС, который они должны уплачивать в бюджет. В то же время у заказчика сумма "входящего" НДС остается надолго замороженной, увеличивая тем самым расходы на строительство (ведь зачастую приходится пользоваться заемными средствами) и обесцениваясь в связи с инфляцией.

Между тем

Госдума отклонила проект федерального закона "О внесении изменений в Главу 23 Части II Налогового кодекса Российской Федерации", который предусматривал введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц и увеличение размеров нормативов затрат на получение профессиональных налоговых вычетов некоторых категорий налогоплательщиков.

Законопроект был подготовлен группой депутатов левой ориентации. Он предусматривал снижение ставки налога с 13 до 6 процентов для граждан, доходы которых не превышают 60 тысяч рублей в год. Нынешнюю

13-процентную ставку предлагалось оставить для физических лиц с доходами от 60 001 до 360 тысяч рублей в год. Для граждан с доходами от 360 001 до 1 миллиона 200 тысяч рублей в год предлагалось увеличить ставку налога с 13 до 20 процентов. 30-процентный подоходный налог депутаты хотели ввести для высокодоходных категорий граждан с доходами свыше 1 200 001 рублей в год (или в среднем 100 тысяч рублей в месяц).

Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров рекомендовал отклонить законопроект. Он считает, что при обсуждении вопроса об изменении принципов подоходного налогообложения проблемы налога на доходы физических лиц нельзя рассматривать в отрыве от всей системы преобразований, проводимых в сфере налогообложения. Существующая на сегодняшний день система налогообложения позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы. Наметившиеся положительные изменения в данной области должны не только сохраняться, но и развиваться, чему явно не будет способствовать переход к предлагаемой шкале налоговых ставок. Напротив, введение такой шкалы создаст ситуацию, при которой официальные доходы, выплачиваемые физическим лицам, будут минимизироваться с тем, чтобы их налогообложение осуществлялось по минимальной налоговой ставке.

Вместе с тем А. Макаров признал, что постановка вопроса о необходимости более справедливого распределения бремени подоходного налогообложения обоснованна. Однако эту проблему следует решать не на основе ревизии основополагающих положений проводимой налоговой реформы, а путем корректировки отдельных положений главы 23 Налогового кодекса РФ.

Бюджетным комитетом создана рабочая группа по разработке предложений в части дифференцированного механизма предоставления стандартных и социальных налоговых вычетов, который позволил бы поставить величину предоставляемых вычетов (и, следовательно, реальную налоговую нагрузку) в зависимость от фактического положения физического лица с точки зрения социальной защищенности.