На днях стало известно, что утверждены дополнения к плану приватизации на 2005 год. В перечень предприятий в этом документе входит и крупнейшее российское нефтеналивное пароходство "Волготанкер", доля государства в котором составляет 20 процентов.
Планы продать госпакет "Волготанкера" у государства были давно, и соответствующее распоряжение правительства о продаже 20-процентного пакета акций пароходства впервые появилось еще 20 августа 2002 года. Однако доля государства не была реализована ни в 2003-м, ни в 2004 году, поскольку "Волготанкер" традиционно входил в перечень стратегических акционерных обществ. Однако в августе 2004 года в списке стратегических предприятий "Волготанкера" не оказалось, и тогда же, в августе, началась подготовка проекта дополнений в план приватизации на 2005 год с включением в список приватизируемых предприятий и пароходства "Волготанкер".
Но на днях руководство пароходства "Волготанкер" обратилось в соответствующие инстанции с просьбой исключить пароходство из списка приватизируемых в текущем году предприятий, объясняя это тем, что последние события вокруг пароходства выстраиваются в единую цепочку, ведущую к прямому ущемлению государственных интересов.
В последнее время пароходство упоминалось в СМИ чаще всего в связи с противостоянием "Волготанкера" и местных самарских чиновников. "Начиная с августа 2004 года, то есть как раз с начала подготовки проекта дополнений в план приватизации на 2005 год, пароходство испытывало к себе пристальное внимание со стороны самарских налоговых органов. Результатом внеочередных проверок становились новые налоговые претензии, в том числе по вопросам, по которым "Волготанкеру" уже удавалось отстоять свою правоту в Арбитражном суде, - рассказывает вице-президент "Волготанкера" Андрей Клейменов. - Тогда же, в начале августа 2004 года, прокуратурой Самарской области в отношении руководителей пароходства было возбуждено уголовное дело. Вслед за предъявлением в декабре 2004 года УФНС по Самарской области новых налоговых претензий за 2001 год на сумму около 715 миллионов рублей, последовал арест имущества и счетов компании.
Общественное мнение вынудило самарских налоговиков вернуться в правовое поле и снять арест со счетов пароходства до решения суда по существу, а законность ареста имущества "Волготанкера" сейчас рассматривается в Арбитражном суде. Сейчас операционная деятельность пароходства вернулась в нормальное русло, однако точка в конфликте до сих пор так и не поставлена".
Руководство "Волготанкера" предполагает, что все действия, совершаемые за последние полгода местными самарскими чиновниками, имели своей целью снизить рыночную стоимость акций пароходства в преддверии приватизации государственной доли в "Волготанкере". В сегодняшней ситуации продажа пароходства была бы крайне невыгодна России: "В сложившихся условиях государству придется реализовывать свою долю в пароходстве по заведомо заниженной цене, - считает вице-президент "Волготанкера" Андрей Клейменов. - А нанесение любого ущерба государству полностью противоречит нашим интересам".
Действительно, события последних нескольких месяцев могут серьезно повлиять на стоимость госпакета. По некоторым оценкам, цена его может упасть на 30-40 процентов. И если для стороны, заинтересованной в покупке акций "Волготанкера", такой исход был бы наиболее благоприятным, то для государства он означает серьезные финансовые потери. Менеджмент пароходства публично заявил о своем отказе от участия в аукционе, объясняя это "нежеланием играть в игру, которая ставит своей целью ущемление государственных интересов". Одновременно с этим представители "Волготанкера" отказываются комментировать, кому именно может быть выгодна подобная схема снижения стоимости пароходства, и возможных покупателей не называют.
Судя по всему, наиболее вероятным исходом предстоящего аукциона (дата аукциона и стартовая цена госпакета не назначены, однако в Росимуществе уверяют, что эти вопросы будут решены в течение ближайших трех-четырех месяцев) станет появление в числе акционеров пароходства гринмейлеров, или профессионалов корпоративного шантажа. Если все произойдет именно так, то пароходство "Волготанкер", крупнейшее российское предприятие по перевозке нефти по водным путям, еще недавно входившее в число стратегически важных, может испытать серьезные экономические и управленческие проблемы, которые не только повлекут за собой осложнение социальной обстановки на предприятиях пароходства, где занято более 10 тысяч сотрудников, но и нанесут ощутимый удар по Российскому флоту и по транспортной системе страны.
Очевидно, что приватизация госпакета "Волготанкера" может быть интересна как конкурентам-нефтеперевозчикам, так и нефтяным компаниям, а также портфельным инвесторам, намеревающимся заработать на перепродаже акций. В любом случае вариант, когда 20-процентный пакет выкупит стратегический инвестор, сегодня маловероятен. По мнению вице-президента "Волготанкера" Андрея Клейменова, формально налоговые претензии к "Волготанкеру" основаны на особой трактовке самарскими налоговыми органами положений транспортного законодательства, согласно которой договоры фрахта рассматриваются как договоры аренды, а не договоры грузоперевозки. Фактически такая трактовка противоречит нормам российского и международного права, и в случае признания ее верной, последствия для всего российского транспорта, использующего все те же договоры фрахта в грузоперевозках, могли бы быть катастрофическими.
Подобная ситуация может привести к разрушению стабильного существования пароходства и снижению рыночной стоимости госпакета "Волготанкера". Оценить ущерб государству от этих манипуляций можно будет только после назначения даты аукциона и определения стартовой цены госпакета, однако уже сейчас очевидно, что в интересах государства было бы не допустить аукциона по приватизации "Волготанкера", поскольку кроме прямых финансовых убытков, реализация такой схемы может нанести урон всей транспортной отрасли в целом.