Он обвинил главу Франции в давлении на Бейрут и Дамаск в связи с убийством ливанского экс-премьера Рафика Харири. А представители "просирийского" движения "Хезболла" предупредили Париж: подобные действия могут привести к началу новой гражданской войны в Ливане.
Однако, как уверяют источники в окружении французского президента, попытки ливанского правительства призвать Ширака к "политической сдержанности" в отношениях с официальным Бейрутом были с самого начала обречены на провал. Харири был близким другом главы Франции. Их отношения начались еще в середине 80-х годов. Когда Харири приезжал в Париж, где у него был свой дом, то никогда не забывал зайти "выпить кофе к своему другу Жаку". Ливанский миллиардер никогда не отказывал будущему президенту Франции в помощи, а заодно и в деньгах. "Каждый должен поддерживать друзей - это как в пустыне, где от тебя может зависеть жизнь другого человека", - любил повторять Харири.
Его гибель стала для Ширака личной трагедией. Люди, хорошо знающие французского президента, утверждают: никогда, даже из соображений "политической целесообразности", Ширак не прощал тех, кто выступал против его друзей. Поэтому в Елисейском дворце не сомневаются, что глава государства пойдет до конца, чтобы наказать организаторов убийства своего друга. Ширак намерен выполнить последнюю политическую волю Харири: в 2004 году президент Франции поддержал резолюцию Совета Безопасности ООН N 1559 о выводе сирийских войск из Ливана по личной просьбе "дорогого Рафика", который хотел ослабить влияние Дамаска в ливанском правительстве.
После смерти Харири желание Парижа наказать убийц ливанского экс-премьера было столь велико, что Ширак, забыв о былых разногласиях, поддержал требование Вашингтона о создании международной комиссии при ООН для поиска преступников. Как сообщил глава ливанского парламента Набих Берри, "президент Ливана Эмиль Лахуд уже получил соответствующее письмо от Генерального секретаря ООН Кофи Аннана". И подтвердил готовность помогать следствию, "поскольку это отвечает интересам ливанского народа".
На "попятную" пошли и в Дамаске. На днях президент Сирии Башар Асад уведомил Ширака о своих планах вывести войска из Ливана в два приема, в течение полугода. Но, как утверждают дипломатические источники, французский президент наотрез отказался обсуждать это предложение и потребовал от Сирии незамедлительно выполнить резолюцию Совета Безопасности ООН.
Это ставит Дамаск почти в невыносимое положение. Как и большинство диктаторских режимов Ближнего Востока, власти Сирии привыкли вечно балансировать между различными группами великих держав. Еще недавно казалось, что перед лицом откровенного силового давления Вашингтона младшему Асаду удастся использовать европейские столицы как противовес политике США. И вот теперь главная надежда сирийцев, всегда оппозиционный Америке Париж, резко поменял свое отношение к ливанским делам. Политика Дамаска повисла в воздухе.
Между тем
В Ливане отрабатывают несколько версий преступления. Однако все они указывают на наличие "сирийского следа". Как сообщил следователь Рашид Мезер, человек по имени Абу Адас, которого называют убийцей Харири, состоял в одной из экстремистских группировок, связанных с Сирией. В то же время Адас имел паспорт гражданина Саудовской Аравии, который использовал во время поездок в Багдад и Дамаск. Кроме Адаса, ливанские власти разыскивают еще шестерых ливанцев - через несколько часов после теракта они вылетели из бейрутского аэропорта в Австралию.