Россия сравнительно недавно обрела возможность следить за перипетиями вручения премий Американской киноакадемии в прямом эфире. Но подключилась поздно: "Оскар" явно прошел свой пик. И любители все чаще колеблются, стоит ли не спать в эту роковую ночь.
Конечно, "Оскар" - не более чем игра. Возможно, когда-то романтики задумали его как эффективный способ поощрить талант. Но сегодня это преогромная рекламная акция, которая зависит от конъюнктуры, от резвости академиков, от обаяния и связей номинантов, от финансовых возможностей менеджмента, от "люблю" и "ненавижу", от массового психоза. И только в последнюю очередь - от художественного качества фильмов. Сыр-бор на "Оскаре" пылает чаще всего вокруг заурядных лент, которые уже через год никто не вспомнит.
Американский журнал "Эмпайр" даже составил список из десяти худших "лучших фильмов", которые более всех не заслуживают звания шедевра. Самым худшим "лучшим фильмом" стал "Храброе сердце" Мела Гибсона, в малопочетном списке - "Игры разума", "Форрест Гамп", "Рокки", "Как зелена была моя долина", "Вокруг света в 80 дней" образца 1956 года и другие добротные, но вполне средние картины.
Поэтому "оскаровская" гонка - это смакование не художественных прозрений, а деталей туалетов, числа драгоценностей на звездных ушах и шеях, а также скандалов, которые должны быть, даже если их нет. Вот и на этот раз, к примеру, в ранг скандала и даже "хаоса" возведено легкое недоразумение с видеодисками, направленными академикам для просмотра, - диски были нового поколения, а DVD-плейеры у многих - старого, и академики не могли посмотреть присланные картины с первой попытки.
И - прогнозы, прогнозы, словно от результатов зависят судьбы мировой культуры. Считается, что из претендентов на статус лучшего актера скорее всего повезет Леонардо ДиКаприо. Во-первых, его очень обижали в прошлом, а ему уже стукнуло 30. Во-вторых, он в "Авиаторе" действительно хороший. Не то чтобы великий, но свою репутацию душки-Ромео для девочек он здесь сломал. Конечно, в таких рассуждениях тоже есть нечто для него обидное - но ничего не попишешь: понятие "звезды" в кино так далеко отлетело от понятия "актер", что многим мегазвездам за всю жизнь не удалось доказать, что они - актеры. Вспомним Мэрилин Монро, так и ушедшую безутешной.
...Вторым на очереди стоит Джеми Фокс, сыгравший джазовую легенду Рэя Чарльза ("Рэй"). Не уверен, что это сильная актерская работа - все силы там, по-моему, ушли на имитацию музыкальных статей джазового гения, что в принципе неподъемно. Чуть больше шансов у Дона Чидла, который сыграл героического менеджера в социально остром фильме "Отель "Руанда". А если всерьез, то из всей пятерки самый стабильно классный актер - это Джонни Депп, который всегда ярок, содержателен, глубок, азартен и разнообразен. Но "Волшебная страна", как и "Рэй" и "Авиатор", - фильм биографический, где сусальность входит в состав жанра. И эта роль у Деппа, должен с огорчением признать, - самая тусклая во всей его биографии.
Нет очевидных лидеров и среди актрис - вся пятерка идет ровно, ноздря в ноздрю. Чуть больше шансов, по-моему, у Имельды Стонтон из "Веры Дрэйк" - она сегодня сама Миссис Актуальность, потому что сыграла роль идейного борца за свободу абортов. Впрочем, у нее уже так много премий, что академики могут пожалеть девочку-боксера Хилари Суонк в "Малышке на миллион долларов". Этой картине многие пифии прочат также премии за лучший фильм и лучшую режиссуру. Такой результат не исключаю - человеку 74 года, надо уважить. У него есть реальный шанс повторить свой успех 1992 года, когда он взял "Оскаров" за лучшую режиссуру и лучший фильм "Непрощенный".
Во всех номинациях, кто бы ни победил - любой вариант будет компромиссен и не добавит истории кино новой сенсации. Во всяком случае, и по кассовым сборам ни один из номинантов до сих пор не преодолел стомиллионной отметки, за которой в Америке начинается настоящий успех. Это не просто сухие цифры - это, в сущности, означает, что и накал настроений у "болельщиков" предстоящего шоу будет не слишком высок, ибо соревнующиеся картины мало кто видел.
Из пятерки неанглоязычных фильмов наибольшие шансы, по-моему, у испанского "Моря внутри" Алехандро Аменабара. Картина взяла множество авторитетных призов, включая награды Венецианского фестиваля и "Золотой глобус". Самый опасный его конкурент - южноафриканская драма "Вчера", поскольку затрагивает трагическую проблему СПИДа, которая обычно оказывает на академиков гипнотическое действие.
Внимательный наблюдатель заметит, что среди номинантов нет ни антибушевского манифеста "Фаренгейт 9/11", сработанного героем прошлогоднего "Оскара" Майклом Муром, ни "Страстей Христовых" Мела Гибсона, увенчанных в России "Золотым орлом". Объяснение казусу простое. "Фаренгейт" как политическая акция провалился (Буша снова избрали), а как явление киноискусства имеет малую ценность, ибо несомненная умелость монтажа поставлена на службу конъюнктурным целям. Что касается Мела Гибсона, то многие крупные деятели Голливуда обещали больше не подавать ему руки - увидели в его фильме отчетливо антисемитский дух. Что отчасти было подтверждено публичными националистическими высказываниями отца режиссера.
Что еще нас ждет в эту ночь? Антонио Бандерас и Карлос Сантана споют номинированную песню Al Otro Lado Del Rio из фильма про Че Гевару "Дневник мотоциклиста". Среди "вручантов" по обыкновению масса звезд: Джон Траволта, Кэйт Бланшетт, Шарлиз Терон, Натали Портман, Рене Зельвегер, Кэйт Уинслет и даже Мартин Скорсезе, режиссер "Авиатора". Будет на кого посмотреть.
Но и публика, очевидно, уже ясно чувствует, что гламурные игры с премиями становятся все более расчетливыми, а потому и менее интересными. По данным социологической службы Нилсена, телетрансляция церемонии "Грэмми" собрала на 28% меньше зрителей, чем в прошлом году, "Золотой глобус" - на 37%, "Эмми" - на 23%. Что будет с рейтингом в ночь "Оскара" - по-моему, уже совершенно ясно.