Вот и сейчас споры в кабинете министров вокруг снижения ставки НДС не прекращаются. Правда, как уверяет высокопоставленный правительственный чиновник, жесткой позиции по конкретной цифре, до которой может быть снижен налог на добавленную стоимость, у премьер-министра Михаила Фрадкова нет.
Скорее, в правительстве слишком ожесточенно пытаются сформировать единую позицию. Выбирать членам кабинета есть из чего. Сам Михаил Фрадков, безоговорочно принявший мнение аппарата правительства, который в последнее время фактически заменяет "неуспевающего" министра экономического развития и торговли Германа Грефа, отстаивает идею снижения НДС с нынешних 18 до 13 процентов. При этом предполагается отменить льготную 10-процентную ставку, а недостающие 316 миллиардов рублей взять из Стабфонда. Но министр финансов Алексей Кудрин, похоже, за последнее время несколько изменил свои либеральные взгляды и позицию Фрадкова никак не одобряет. Главный финансист настаивает на том, чтобы ставку НДС снизить лишь до 16 процентов. Поскольку же единства в кабинете по-прежнему не наблюдается, Михаил Фрадков и предложил министру экономического развития и торговли просчитать все риски и ответить на главный вопрос: что принесет пользу бизнесу?
На прошедшем заседании правительства Алексей Кудрин, правда, решил досрочно заявить о консолидированной позиции своего ведомства и минэкономразвития, повторив все аргументы против снижения НДС.
- Это ваше общее мнение? Вы уже определились по НДС? - после пламенной речи главного финансиста спросил у Грефа Фрадков.
- Пока работаем, - ответил главный экономист.
Правда, уже через несколько минут после окончания обсуждения Герман Греф, выйдя из зала заседания, изменил свое мнение, заявив, что ставку налога на добавленную стоимость снижать не следует. "За несколько минут делать противоречащие заявления - это непозволительно", - озадаченно сказал высокопоставленный правительственный источник.
Но главный экономист, по-видимому, так не считает. По его словам, оптимальное снижение - это 16%, хотя главное - не снижение ставки, а решение проблем с налоговым администрированием. И здесь Греф предлагает в первую очередь решать вопрос с возмещением НДС по капитальным вложениям в режиме реального времени. По его словам, это даст 70-130 миллиардов рублей выпадающих доходов. Также важная проблема - это возврат НДС при экспорте. "Она имеет большое значение, в первую очередь для сферы услуг, для малого и среднего бизнеса, выходящего на внешние рынки, а также для нетрадиционных экспортеров", - сказал министр, отметив, что это даст дополнительно свыше 100 миллиардов рублей. Министерство предлагает поэтапное решение этих двух проблем. Кроме того, предлагается изменить для инвесторов администрирование налога на прибыль, в частности, перенос убытков на будущий период, изменение системы амортизации. Но все эти предложения накануне были представлены на совещании у премьер-министра и, как уверяет высокопоставленный источник, положительное решение по ним уже фактически принято.
Как, собственно, приняты без участия главных финансиста и экономиста и два рабочих варианта. Первый - снизить НДС до 13 процентов. И второй - не снижать ставку вовсе и оставить на уровне 18 процентов. Оценить, насколько хороша или плоха цифра 13, премьер хотел предложить самим предпринимателям. Но Совет по конкурентоспособности и предпринимательству из-за отсутствия единой позиции правительства вчера так и не состоялся. Министр финансов предложил перенести его на более позднее время.
Впрочем, инициативность главного финансиста в политических вопросах, каковым, собственно, и является ставка НДС, и отсутствие таковой в основных обязанностях его ведомства в последнее время, судя по всему, вызывает у премьера негативные чувства. Высокопоставленный чиновник в правительстве считает, что ведомство Алексея Кудрина не должно претендовать на проведение экономической политики, а скорее, должно заниматься поиском ресурсов для запланированных реформ. Собственно, премьер и так уже фактически лишил Алексея Кудрина части административного ресурса, лично возглавив бюджетную комиссию. Более того, Фрадков, судя по всему, готов значительно усилить и Германа Грефа, разбив, таким образом, его союз с Алексеем Кудриным. Именно поэтому премьер и предложил главному экономисту провести реструктуризацию его ведомства. При этом, усилив некоторые функции, Греф должен взять на себя подготовку сводного прогноза и формирование финансовых балансов, чтобы минфин при подготовке бюджета шел не от базы, а от цели. Чтобы и работать кабинету министров не приходилось, "как сейчас, в аварийном режиме".