Российская Газета | Почему "Вендетта"?
Zемфира | Мне очень нравится это слово, оно сильное. Оно возникло не так давно, несколько дней назад, до этого было другое название. Тоже неплохое слово, но оно никак не клеилось к альбому. Название "Вендетта" ко мне пришло в ночи, утром я перепроверила свои ощущения и поняла, что это то, что надо. В альбоме будет 15 песен, две из которых находятся в разряде бонус-треков. Сложно мне говорить об альбоме, потому что очень сейчас субъективное мнение, ибо я его закончила чуть ли не на днях. Прослушав пластинку, вы убедитесь, что не сильно все это отличается от того, что было раньше. Но группы "Zемфира" как таковой нет, есть сольный исполнитель, автор-исполнитель Zемфира. Я впервые выпускаю пластинку в новом качестве. С течением времени я поняла, что я не человек группы. И решила не морочить голову ни себе, ни людям.
РГ | Правда ли, что вы поэкспериментировали с электронной музыкой?
Zемфира | Я изначально хотела выпустить электронную пластинку. Но оставила только удачные электронные композиции, а все прочие решила сыграть по старой схеме, в живом виде. Поэтому альбом получился довольно пестренький. И в принципе дело тут в артистах, а не в жанре. Есть очень достойные люди, работающие в жанре электронной музыки. И мне всегда хотелось нечто подобного. Точно так же есть очень достойные артисты в жанре рок. И этого мне тоже хотелось. Песня сама по себе диктует, какое ей обрамление больше пойдет. Более прозрачным песням я придала электронную аранжировку, более агрессивным - рок-аранжировку.
РГ | В текстовом плане останутся те же самые обрывки фраз, кодировки каких-то, видимо, ваших личных ощущений?
Zемфира | Я никогда не воспринимала свои собственные тексты как кодировки, мне самой все предельно ясно в них. Потому что я их сама пишу. Но в последнее время я наблюдаю у себя тенденцию к упрощению. Мне нравятся совсем простые слова, особенно если они точно передают какую-то ситуацию. Поэтому я не знаю, как там с кодировками обстоит дело, вы потом будете рецензировать, сами разберетесь.
РГ | А вы могли бы предложить ключ к пониманию ваших песен? Может, книжки какие надо почитать?
Zемфира | Мне не кажется, что там что-то такое сложное, чтобы надо было читать какую-то литературу. Я по-прежнему считаю, что все там просто, я никогда намеренно не усложняю тексты. И вообще я их не правлю, пишу и стараюсь оставлять в том виде, в котором есть. Если меня что-то не устраивает и я начинаю править, я отказываюсь от этого текста. Но, по большому счету, основное мое время занимают именно музыкальные решения. Тексты оказываются, конечно, не второстепенными, но я считаю, что они достаточно быстро должны появиться, и либо текст есть, либо нет. (В этот момент у Земфиры начинает капать кровь из носа. - А.З.).
РГ | Ой, а что это с вами?
Zемфира | Ни фига себе. Нервный стресс перед альбомом. Столько работы! На днях был мастеринг. Слабею на глазах, да? Потеряете вы меня!
РГ | Как у вас вообще здоровье?
Zемфира | Да нормально, просто вот эти последние две недели очень напряженные, потому что в студии все время.
РГ | Давайте не будем про студию, расскажите, как сотрудничали с Ренатой Литвиновой?
Zемфира | Мне кажется, это было очень удачное сотрудничество. Она сняла мне два клипа "Прогулка" и "Блюз". Хотя я всегда относилась к клипам с недоверием. Мне не нравилось то, что мне делали. Но нравится то, что она мне сняла, а ей очень нравится песня, которой я поучаствовала в создании ее фильма. "Блюз" мы скоро запустим. Рассказывать про него не буду, куда уместнее посмотреть.
РГ | Что вы все секретничаете по поводу своих творческих планов?
Zемфира | Не секретничаю, эта фишка почему-то очень нравится журналистам. Они писали то же самое про мой третий альбом. Что какой-то человек с альбомом в кейсе ездит по Москве в бронированном автомобиле, чтобы не украли... Я не знаю, откуда у этих баек растут ноги, даже не задумывалась, либо это рекорд-компания строит таким образом пиар, либо журналисты пишут так, чтобы объяснить, почему они до сих пор не взяли у меня интервью. Но я не даю интервью, пока работа не закончена.
РГ | Пишут, что вы пиратов опасаетесь.
Zемфира | Я вообще не боюсь пиратов, пиратов боится, скорее, рекорд-компания. Мне-то чего пиратов бояться? Они, по большому счету, меня промоутируют. Я к пиратам отношусь лояльно. И сама, бывает, диски у них покупаю. Это касается артистов, насчет которых я не уверена. А какие-то проверенные имена - есть у меня такой список - я иду и покупаю фирменные, в знак уважения.
РГ | И много у вас проверенных артистов в списке?
Zемфира | Из музыки я очень люблю Radiohead. И говорю об этом смело и открыто всегда. Специально русскую музыку не слушаю, хотя недавно купила два фирменных диска: Гражданская оборона - "Долгая и счастливая жизнь" и Дельфин - "Звезда". И я бы купила еще "Мумий Тролль", но мне подарили. И плюс мне подарили весь "АукцЫон", подарочный. В общем, это все.
РГ | Тут в одной газете написали, что символ прошлого поколения - Алла Пугачева, а нынешнего - вы.
Zемфира | Да вы что? Мне кажется, у нынешнего поколения другие символы, в виде Интернета и т. д. Нет такой фигуры, которая бы олицетворяла. Это полная ерунда. Алла Пугачева - это же четко выраженная народная тема. Я же ни за какие деньги, никогда не соглашусь стать народным певцом.
РГ | Насколько для вас рок сочетается с понятием бизнес? Вы так много об этом говорите.
Zемфира | Меня спрашивают постоянно о деньгах, почему - я, конечно, не понимаю. Я считаю, что невозможно быть и хорошим бизнесменом, и делать нечто приличное в данном случае в музыке. Я зарабатываю меньше, чем могла бы, но как раз в силу того, что я не уделяю большого внимания переговорам, не очень внимательна при заключении сделок. Мне кажется, что в музыке у меня получается лучше. Хотя я уверена, найдутся люди, которые скажут: и то, и другое у тебя ерунда.
РГ | Как ваша студенческая жизнь? Как сессия?
Zемфира | Я неровно учусь. Например, сентябрь и октябрь прилежно ходила, а после стала уже заниматься альбомом и мне пришлось перенести сессию, поэтому сдаю ее сейчас. И о какой-то студенческой жизни говорить, наверное, не могу. У меня, конечно, кроме университета, есть еще какие-то дела, музыка, круг общения, а у первокурсников вся жизнь сосредоточена в университете.
РГ | Хвосты уже есть?
Zемфира | Мною сданы пока всего один экзамен и шесть зачетов. Осталось еще четыре экзамена. Пересдач пока нет, но самый сложный предмет еще впереди - это логика. Требуются знания логических формул, терминологии и языка. Из ста человек сорок завалили с первого раза, поэтому мне еще просто предстоит поднапрячься. Я выпущу альбом и сразу сяду за учебник по логике.
РГ | В баскетбол поигрываете?
Zемфира | Я сыграла за факультет. Мне предложили поиграть за университет, но я взвесила свои силы и поняла, что не в состоянии столько времени уделять баскетболу. В рамках университета играть еще ничего, а, для того чтобы играть за университет, достаточно высокий уровень подготовки нужен. Три тренировки по четыре часа в неделю - это много. Так что я поиграла разок, получила несколько травм, выбила палец, подвернула ногу и поняла, что лучше уж я позанимаюсь музыкой. Это менее травматично.
РГ | Общаетесь с однокурсниками? У вас есть друзья по группе?
Zемфира | У меня друзей нет в принципе.
РГ | Это как? Вообще нет?
Zемфира | Нет, но есть какие-то знакомые, люди, которые мне нравятся. Вот я вижу: мальчик умный, хороший. Насчет друзей - я в какой-то момент пересмотрела свое понимание этого слова. Теперь считаю, что у меня их нет, и, кстати, неплохо себя чувствую.
РГ | Когда-то вы были никому не известной девушкой, а потом вдруг прорвались в мир шоу-бизнеса. Вы для себя это как-нибудь объясняете?
Zемфира | Везение, стечение обстоятельств, приложенный труд... Мне сложно рассуждать, я не знаю, почему так случилось. Видимо, так и должно было случиться, надо принять эту формулировку и успокоиться.