01.03.2005 02:00
    Поделиться

    Вышла в свет новая книга известного педагога Анатолия Мудрика

    Учит новая книга известного педагога Анатолия Мудрика

    Сама проблема подростка, "переходного возраста" существовала в сознании человечества не всегда. Прорыв в осознании подростка как особого феномена был сделан в художественной литературе на рубеже 50-60-х годов прошлого века. Тогда вышел бестселлер Джерома Дейвида Сэлинджера "Над пропастью во ржи", а у нас в стране - менее нашумевшая книга Симона Соловейчика "Книга для тебя".

    Вскоре появились специальные страницы для подростков в газетах (например, знаменитый "Алый парус" в "Комсомолке"), передачи на радио, телевидении, фильмы и спектакли. Стало понятно, что с этой аудиторией нужно говорить особым языком, с особой интонацией. Потом даже стали открывать подростковые кабинеты во всех поликлиниках страны. Подростки отвоевали себе место под солнцем.

    Это произошло во многом благодаря Анатолию Мудрику. Он был автором "Алого паруса", много общался с подростками. Позже занялся проблемой социализации личности уже как ученый. Стал членом-корреспондентом РАО, профессором, доктором педагогических наук.

    А в жизни Анатолий просто был своим во множестве дворовых компаний подростков, заводил разговоры на равных на улице с совсем незнакомыми ребятами, даже парик "под битлов" иногда надевал. Все это в науке называется "методом включенного наблюдения", но на самом деле Мудрику были по-настоящему интересны разговоры "за жизнь" с подростками.

    В его однокомнатной квартире разместился в семидесятые годы прошлого века своеобразный "клуб общения". Нахохленные ершистые подростки, приходя сюда, оттаивали и, усевшись прямо на полу, вели глубокие разговоры обо всем наболевшем. Хозяин не давил авторитетом. Для многих этих мальчишек и девчонок общение со столь нестандартным, мудрым и проницательным ученым сыграло определяющую, формирующую роль.

    Новая книга ученого называется "Социализация личности". В нашей стране, по его мнению, произошла путаница терминов. В 90-е годы прошлого века из официального педагогического лексикона было изъято понятие "воспитание". Взамен "воспитания" стали говорить "социализация", что, по Мудрику, глубоко ошибочно. Воспитание входит в социализацию, но лишь как один из ее видов. В понимании Мудрика, речь идет о становлении человека свободного. Человек не обречен на пассивность. "Социализация" - сочетание приспособления и обособления человека в обществе. Здесь важен баланс.

    "Человек, - пишет Анатолий Мудрик, - полностью приспособившийся к обществу и не способный в какой-то мере противостоять ему, т.е. конформист, может рассматриваться как жертва социализации. В то же время человек, не приспособившийся к обществу, также становится ее жертвой - диссидентом, правонарушителем".

    Вопрос о том, как человеку стать полноценным членом общества, стар, как Библия. Но особую остроту он приобретает в период социальных перемен. Переходное общество, в отличие от стабильного, "не в состоянии, - пишет Мудрик, - ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития. Оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки".

    Сегодня надо искать ответ на вопрос: в каком направлении развивать человека? Огромную роль приобретает самопознание личности, нахождение своего "Я" в перевернутом мире.

    Анатолий Мудрик, пожалуй, впервые с точки зрения развития человека осмыслил как социальные феномены Интернет, компьютеры, мобильные телефоны. Любопытен и набросок новой оригинальной карты мира, распавшегося на несколько зон по отношению к производству новых знаний, информационных технологий: либо их копирующих, либо лишь поставляющих природное сырье. Мудрик утверждает: любое знание может быть использовано во благо человека. Только этому его нужно научить.

    Поделиться