01.03.2005 04:36
    Поделиться

    Правительство ускорит рассмотрение закона об экономических зонах

    Судя по всему, премьер-министр Михаил Фрадков недооценил лоббистские возможности своего подчиненного - министра экономического развития и торговли Германа Грефа. А главному экономисту, похоже, надоело постоянно ходить в "двоечниках", и вчера он одержал очередную аппаратную победу, продвинув на несколько шагов вперед собственную идею о создании особых экономических зон.

    Еще в конце прошлого года, когда законопроект "Об особых экономических зонах" "застрял" в минфине, президенту пришлось лично поторопить главного финансиста Алексея Кудрина. Он тогда в мягкой форме напомнил, что разговоры о необходимости перехода к инновационной экономике должны быть подкреплены в первую очередь соответствующим документом. У минэкономразвития тогда были свои предложения, шли дискуссии в правительстве по поводу создания высокотехнологичных зон, но и у главы финансового ведомства на этот счет были другие идеи.

    - Где документ? - строго спрашивал тогда президент у главного экономиста.

    - В ближайшее время он должен выйти согласованным из минфина, - неуверенно отвечал Греф. - Мы договорились по всем основным моментам, остаются только вопросы по объемам предоставления льгот.

    Но в ведомстве Кудрина согласовывать его не спешили. Главный финансист считал, что создание высокотехнологичных зон - это лишь один из подходов к формированию инновационного типа экономики.

    Есть и другие, - пытался разъяснить Кудрин. - Условия для развития такой экономики должны создаваться не только через подобные зоны. Главный финансист никак не соглашался с главным экономистом в вопросе предоставления налоговых льгот. Тем не менее министру финансов все же пришлось поменять точку зрения.

    История с Кудриным почти один в один повторилась вчера с премьер-министром. Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман рассказал присутствующим о подготовленном законопроекте об особых экономических зонах и оценил его как "достаточно хорошо проработанный документ". Вместе с тем, по его словам, законопроект не вполне учитывает особенности функционирования компаний, занимающихся продажей и экспортом информационных программ и услуг. В частности, отметил Рейман, "большое количество занятых в секторе услуг, которыми занимаются IT-компании, требуют существенного снижения нагрузки на фонд оплаты труда". Кроме того, по словам министра, для этих компаний "сложно установить факт экспорта услуг и соответственно определить их стоимость для налогообложения". К тому же в отличие от других высокотехнологичных компаний представители IT-компаний могут быть разбросаны по всей территории страны, а это осложняет учет всех занятых в производстве. В связи с этим, по словам министра информационных технологий и связи, для IT-компаний предлагается установить отраслевой, а не территориальный режим поддержки. При этом предполагается ввести и аккредитацию IT-компаний, если они хотят получить льготный режим, и согласовать для таких фирм исчерпывающий перечень документов, подтверждающих экспорт информационных технологий. Рейман предложил предусмотреть и "выделение квот на въезд IT-специалистов из зарубежных стран". В заключение Рейман предложил уже в 2005 году приступить к реализации государственной программы по созданию технопарков в сфере информационных технологий.

    - Отчет - это хорошо, - недовольно заметил Путин. - Но это промежуточный вариант. Когда будет законопроект "Об особых экономических зонах"?

    Ответом на этот вопрос могло стать только объяснение о том, что к разработанному ведомствами Грефа и Реймана по-прежнему есть замечания. Но президент хотел услышать, видимо, конкретную дату внесения в Госдуму "детища Грефа". Тем более что изначально предполагалось, что уже к 1 марта документ должен был поступить на Охотный ряд.

    - Когда в правительство будет внесен законопроект об особых экономических зонах? - обратил свой вопрос Путин к Грефу.

    - Проект согласован всеми ведомствами и уже внесен в правительство, - нисколько не смущаясь столь явной поддержки главы государства ответил главный экономист.

    Очевидно, что после такого ответа подобный вопрос был обращен уже к премьер-министру Михаилу Фрадкову. Премьер, видимо, не ожидал подобного подвоха со стороны главного экономиста и, несколько смутившись, попытался разъяснить, что повестка очередного заседания правительства уже сверстана, поэтому документ будет рассмотрен на следующем заседании кабинета министров. Хотя стоит заметить, что в предварительном плане заседаний до 27 марта рассмотрение законопроекта об особых экономических зонах не значилось.

    - Понимаю так, что никаких препятствий, кроме перегрузки повестки дня, нет, - сделал вывод президент. - Договариваемся, что законопроект будет рассмотрен на следующем заседании и внесен в парламент.

    Но на этом тяжелый день для премьер-министра не закончился. Его главный оппонент по налоговым вопросам, которым за последнее время фактически стал министр финансов Алексей Кудрин, сообщил, что на заседании правительства на этой неделе будет рассмотрен законопроект, уточняющий упрощенный налоговый режим для малого бизнеса. По словам министра, продолжается обсуждение, "какой должна быть планка по обороту средств предприятий малого бизнеса в стоимостном выражении". По действующему упрощенному налоговому режиму эта планка составляет 15 миллиардов рублей. По просьбе предпринимателей представляемый законопроект предусматривает "повышение планки в стоимостном выражении по обороту" малых предприятий. Это объясняется тем, что "в подобном случае уровень налогового бремени в три-четыре раза ниже". Министр отметил, что законопроект предусматривает "расширение круга затрат, которые малые предприятия могут относить к снижению налогооблагаемой базы". Тем не менее министр высказался за то, что "для поддержания малого бизнеса такой режим можно сохранить". И на этой неделе в Белом доме все же пройдет заседание Совета по конкурентоспособности, которое отложили в прошлую пятницу.

    - Мы заслушаем предложения бизнес-сообщества по этому вопросу, - подтвердил Фрадков.

    Поделиться