01.03.2005 03:00
    Поделиться

    Иностранцы усыновляют российских детей

    Мы свою дочку нашли

    Мои знакомые Ольга и Олег решили усыновить ребенка. Скажу честно, отважиться на такой поступок не так просто. Спор вокруг усыновления чужого ребенка едва не привел к разрыву семейных отношений. Но эмоции улеглись, а любовь друг к другу осталась. Спустя месяц все юридические формальности были соблюдены, и теперь будущим родителям предстояло отправиться в детский дом. Своего намерения усыновить мальчика они не скрывали.

    В детский дом № 2 Ольга и Олег пришли впервые. Вначале познакомились с детьми по анкетам с фотографиями. Пожелания родителей, впрочем, у всех одинаковые - чтобы был похож на них: и ушками, и носиком, и глазками. Бывает так, что ребенок прямо почти копия мамы или папы, но душевного общения не получается и приходится отказываться от выбора. Из практики известно, что таких случаев психологической несовместимости около двадцати процентов.

    Педагог Надежда Шурганова после небольших консультаций повела нас в дошкольную группу. Сюда приводят всех мам и пап. Как только дверь отворилась, гул и смех в комнате прекратились. Мальчишки и девчонки смотрели с любопытством. Ребята без слов поняли, что сегодня кто-то из них уйдет с родителями, будет жить дома и никогда не вернется в детдом.

    - За мной мама пришла! - закричала голубоглазая девочка в ситцевом розовом платьишке и побежала к нам навстречу. Ольга взяла ее на руки, обняла, по щекам покатились слезы.

    - Я думаю, мы свою дочку нашли! - сказал Олег, давая понять, что решение принято и обсуждению не подлежит.

    Малышка, крепко уцепившись за шею Ольги, привлекла к себе внимание: «Зовите меня Анютой!».

    В детском доме № 2 в прошлом году усыновили 15 детей, 12 из них уехали с родителями за границу.

    Тест на благонадежность

    В Хабаровском крае около двух тысяч детей живут в детдомах без родителей, и все они надеются рано или поздно их обрести. Везет единицам. По словам начальника отдела министерства образования Хабаровского края Валентины Сергиенко, ежегодно усыновляют около трехсот детишек, и то большей частью благодаря иностранцам (в прошлом году за границу уехали 242 ребенка).

    На территории Хабаровского края работают десять иностранных агентств по усыновлению: восемь американских и два испанских. Именно они ищут родителей по всему свету для русских детей. Они несут ответственность и за безопасность малышей, которых усыновляют и отправляют за границу. Хотя быть уверенным на сто процентов в счастливой судьбе, которая сложится у приемных детей, нельзя.

    Так, в прошлом году суд американского штата Нью-Джерси вынес приговор супругам, признанным виновными в смерти усыновленного Вити Тулимова из Амурской области. По данным полиции, семилетний мальчик умер от остановки сердца, после того как его на ночь заперли в чулане. Как этих родителей проверяли агентства по усыновлению, вопрос до сих пор остается открытым, но это еще раз подтвердило, что и тесты на благонадежность могут давать сбои.

    К кандидатам в приемные родители ведь и так требования особые: они должны быть здоровы, не судимы, ранее не лишены родительских прав, иметь материальный достаток (совокупный доход на семью около тридцати тысяч долларов США в год) и соответствующие жилищные условия.

    Родители по условиям договора в течение трех лет должны два раза в год присылать в Россию отчеты о воспитании детей, скрепленные подписями социального работника и нотариуса.

    По словам воспитателей и чиновников из Минобразования, трагический случай с приемным ребенком - исключение. Они ссылаются на статистику и показывают письма с заграничными штемпелями - добрые, искренние, всегда с фотографиями.

    Семья из Канады Кип и Мэри в прошлом году усыновила в Хабаровске сразу двух мальчиков. Судя по письменным отчетам, родители и дети счастливы: «Ездили с детьми к родственникам в Филадельфию, штат Пенсильвания. Провели там десять дней, было очень весело. С папой ребята ходили на рыбалку. И хотя было холодно, они радовались, что удалось выбраться на природу. Теперь ждут лета, хотят поскорее научится ездить на велосипеде».

    Другая семья из Америки прислала в Хабаровск целый семейный альбом и отдельно благодарность воспитателям из детского дома: «Спасибо, что вы были с нами. Мы будем беречь этого ребенка как подарок, который вы нам дали. Мы помним ваши сердечность и искренность. Мы ждем, когда Джейкоб подрастет и сможет понять особенность нашего путешествия в Россию».

    Все тайное становится явным

    Иностранцы вообще не делают тайны из усыновления. Взять на воспитание чужого ребенка считается чуть ли не подвигом. Этим гордятся. Если родители усыновили новорожденного, то когда он подрастет, ему обязательно скажут, что он приемный. Хотя брать из детдома грудных детей за границей не принято, как правило - семи-восьми лет.

    Наши соотечественники усыновляют новорожденных, от которых отказываются матери в первый день прямо в роддоме, и это не афишируют. Потенциальные мамы даже имитируют беременность и к сроку просят им подобрать малыша. Хотя в последнее время специалисты отмечают, что интерес к новорожденным все же стал меньше. Прагматичные родители стараются взять ребенка (и чаще девочку) двух-трех лет, чтобы быть уверенными в его здоровье. Семейный бюджет русской семьи не позволяет лишних трат. А приемные дети требуют особых забот.

    Зато за русскими лидерство в опеке. Более пяти тысяч человек уже обрели новые семьи. Причина проста: на опекаемых начисляется денежное содержание в размере более трех тысяч рублей. Это хоть какая-то помощь в воспитании детей. Восемьдесят процентов опекунов - это родственники сирот: бабушки и дедушки, которые забирают внуков у своих детей, лишенных материнских прав; живут они на пенсию. Вот и получается, что нам по карману (достатку) лишь опека.

    Поделиться