Вопросы копятся со скоростью катящегося снежного кома. А реформа ЖКХ, набирающая темп примерно в той же прогрессии, в каждом отдельно взятом регионе страны катится в свою, выбранную этим регионом сторону. Татарстанская модель реформирования давно привлекает внимание российских областей, краев и республик. Рассказать о некоторых ее особенностях, возможно, поможет это «собирательное интервью» руководящих, главных и ведущих специалистов отрасли, которое подготовила «РГ» с помощью сотрудников пресс-службы Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Вопрос | В чем отличия татарстанского пути реформирования жилищно-коммунальной сферы от моделей других российских регионов?
Ответ | Прежде всего, нужно понять: реформирование ЖКХ – это жизненно необходимая мера. Если сегодня оставить все как есть, через восемь лет будет потеряна система теплоснабжения, через двенадцать лет прекратится водоснабжение республики.
Реформа проводится по всей стране. Однако пути ее реализации различны. Татарстан продолжает придерживаться принципов «мягкого вхождения» в процесс реформирования.
Суть реформы вкратце можно определить так. Создание в жилищно-коммунальном комплексе здоровых рыночных отношений. Развитие конкурентной среды, привлечение бизнеса в отрасль уже в скором времени позволит эффективно решить вопросы сокращения износа основных фондов, внедрения энергосберегающих технологий. При этом государство берет на себя обязательство по регулированию тарифной политики и адресной социальной поддержке населения.
Вопрос | Каковы этапы реформирования ЖКХ, сроки их проведения и ожидаемый результат?
Ответ | Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства РТ включает три этапа. Первый завершится в конце этого года. Предстоит, прежде всего, отрегулировать механизмы социальной защиты населения при переходе на стопроцентную оплату жилищно-коммунальных услуг. Татарстанцы уже в ближайшее время перейдут на реальные договорные отношения с предприятиями, предоставляющими коммунальные услуги, что позволит перевести взаимоотношения в правовой режим.
На следующем этапе особое внимание будет уделяться развитию конкурентных отношений в сфере ЖКХ и переходу к профессиональному управлению жилищным фондом.
Завершится программа в 2010 году. К тому моменту качество жилищно-коммунального обслуживания существенно улучшится, финансовое планирование на предприятиях ЖКХ позволит сделать их деятельность прозрачной и эффективной, а главное, у населения выработается чувство хозяина, ответственного за свою собственность.
Вопрос | Из каких параметров складывается экономически обоснованный тариф (на воду, канализацию, электроэнергию, тепло)? Кто подтверждает обоснованность тарифов, установленных городами и районами?
Ответ | Экономически обоснованный тариф включает в себя затраты по предоставлению услуг и прибыль в размере не более 5 процентов, целевым образом направляемую на реконструкцию и модернизацию организаций ЖКХ. В затраты входят электроэнергия, топливо, амортизация, заработная плата и отчисления, материалы, цеховые и общехозяйственные расходы. Структура затрат зависит от вида услуг. Так, в услуге теплоснабжения расходы на топливо составляют до 30 процентов, электроэнергию – 7 процентов, заработную плату с отчислениями – 13 процентов. В услугах водоснабжения расходы на электроэнергию достигают 16 процентов, а заработная плата с отчислениями равна все тем же 13 процентам.
Федеральным законодательством закреплено, что установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги производится главами администраций городов и районов только на основании независимой экспертизы обоснованности затрат.
Экспертизы проводятся структурами, входящими в реестр независимых экспертных организаций, аккредитованными федеральным агентством по строительству и не являющимися учредителями (участниками) предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
Результаты проведенных экспертиз рассматриваются на экспертных советах с участием представителей министерства финансов, министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, федерации профсоюзов, центра экономических и социальных исследований при кабинете министров Татарстана.
Вопрос | Почему было решено в каждом городе и районе устанавливать собственный тариф, а не пользоваться в расчетах усредненным?
Ответ | Стоимость жилищно-коммунальных услуг в разных городах и районах республики различна и зависит от характеристики оборудования, степени загрузки, протяженности сетей, объема покупных услуг, износа основных фондов.
Применяемый до 2005 года усредненный тариф не создавал стимулов для снижения предприятиями ЖКХ стоимости услуг и сокращения нерациональных затрат, поскольку величина субсидий-дотаций, предоставляемых предприятию, напрямую зависела от величины тарифов.
Вопрос | Вопрос оплаты капитального ремонта до конца не решен. Стоит ли оплачивать эту строку в счет-фактуре?
Ответ | С вступлением в силу со вчерашнего дня нового Жилищного кодекса РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений и приватизированных квартир.
Решение о необходимом объеме работ, сроках проведения, стоимости материалов, порядке финансирования капремонта принимается на общем собрании собственников жилого дома.
Вопрос | Способна ли установка счетчиков снизить размеры платежей за коммунальные услуги? За счет каких средств они устанавливаются?
Ответ | В условиях стопроцентной оплаты услуг ЖКХ вопрос энергосбережения является приоритетным. Теперь это забота каждого гражданина, желающего снизить уровень оплаты услуг.
Например, повышение тарифов на водоснабжение при снижении объемов потребления воды (за счет ее рационального использования) не увеличило суммы платежей населения. Сегодня не редкость установка жильцами двухтарифных счетчиков учета электроэнергии. Стоимость ее потребления ночью в 4 раза дешевле, чем днем. Наличие у жильцов индивидуальных приборов учета позволяет снизить потребление энергоресурсов до 20 процентов.
Устанавливаются энергосберегающие счетчики в квартирах за счет средств самих жильцов.
Вопрос | Почему было решено отменить перекрестное субсидирование, когда предприятия оплачивали услуги по более высоким тарифам?
Ответ | Надо понимать, что оплата промышленными потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса по завышенным тарифам подрывает конкурентоспособность предприятий, приводит к их нерентабельности, а это сказывается на количестве рабочих мест, уровне заработной платы.
Потери прибыли предприятия опасны еще и тем, что уменьшается налогооблагаемая база, а налоги – это оплата труда работников бюджетной сферы.
Таким образом, отмена перекрестного субсидирования позволяет положительно влиять на развитие производственного потенциала региона. А разработанная система социальной поддержки граждан снимает с населения нагрузку по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Вопрос | Известны четыре вида льгот, предоставляемых в оплате жилищно-коммунальных услуг. Кто может на них претендовать?
Ответ | Первый вид – субсидии-льготы. Они предоставлялись и ранее отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и региональным законодательством в виде скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время данный вид государственной поддержки сохранен. Только льготы предоставляются в форме денежной выплаты.
Второй вид – субсидии по малообеспеченности. Они предоставляются тем семьям, у которых платеж за жилищно-коммунальные услуги превышает 22 процента совокупного дохода семьи. Распространяется эта субсидия на оплату социальной нормы площади жилья (33 квадратных метра на одиноко проживающего гражданина; 21 квадратный метр на каждого члена семьи, состоящей из двух человек; 18 квадратных метров на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек) и нормативного потребления коммунальных услуг.
Третий вид субсидии – на ограничение роста платежа за ЖКУ – был разработан в Татарстане для оказания дополнительной поддержки населения. Возможность получения данного вида субсидии зависит от того, насколько в каждом индивидуальном случае вырос платеж по сравнению с 2004 годом. Принцип прост: чем выше доход, тем выше рост тарифов. К примеру, если доход на каждого члена семьи не больше 2000 рублей, то уровень роста платежа за жилищно-коммунальные услуги не должен превысить 20 процентов. Те семьи, в которых на каждого приходится до 2500 рублей, оплачивают стоимость услуг ЖКХ при росте не более 30 процентов и так далее. Таким образом, претендовать на такую субсидию может каждая семья, имеющая среднедушевой доход ниже 7000 рублей.
Четвертый вид – субсидия на централизованное отопление сверхнормативной жилой площади. Необходимость предоставления этой субсидии продиктована значительным различием стоимости услуг теплоснабжения в разных городах и районах республики. Размер данной выплаты – это разница между тарифом на услуги теплоснабжающих организаций в собственном районе и минимальным экономически обоснованным тарифом, равным сегодня 178 рублям за одну гигакалорию. Данному субсидированию подлежит сверхнормативная площадь, но не более 50 процентов от социальной нормы площади жилья. Воспользоваться этой субсидией могут семьи, среднедушевой доход которых не превышает 3200 рублей.
Вопрос | Как поступить, если нет возможности ежемесячно снимать поступающие на лицевой счет денежные компенсации?
Ответ | Первый и самый простой выход на случай, если собственных средств для осуществления платежа достаточно, – оставить деньги в банке для накопления. Если собственных средств не хватает для платежа, можно воспользоваться услугой банка по автоматическому перечислению денег на счет поставщиков жилищно-коммунальных услуг. Ежемесячно оплачивать в таком случае нужно будет только долю, приходящуюся на собственные расходы. Если же в силу каких-то причин нет возможности воспользоваться банковскими услугами, по желанию получателя субсидии можно получить нарочно через организацию почтовой связи.
Вопрос | Как долго планируется использовать систему субсидирования в ЖКХ?
Ответ | Адресное субсидирование граждан будет осуществляться до тех пор, пока платежеспособность и уровень доходов населения республики не позволит самостоятельно осуществлять расчеты за услуги ЖКХ из собственных средств.
Вопрос | Как будет решен вопрос оплаты лишней площади одиноко проживающих граждан, не имеющих возможности платить в полном объеме?
Ответ | На случай, когда одиноко проживающий гражданин не имеет возможности полностью оплачивать услуги ЖКХ, в республике разработаны три схемы решения этой проблемы.
Первый и второй вариант похожи: одиноко проживающий пенсионер обменивает принадлежащее ему право собственности жилого помещения на договор пожизненного содержания с иждивением (в этом случае гражданин остается жить в собственном жилье и право собственности на него переходит государству после его смерти) или право на пожизненное содержание в специально построенных социальных жилых домах.
Третья схема предполагает обмен принадлежащего жилого помещения на иное меньшей площади с компенсацией разницы в стоимости и предоставлением возможности направить эти средства на оплату жилищно-коммунальных услуг. При выборе любого варианта государство гарантирует гражданам соблюдение всех их прав и интересов.
Вопрос | Увеличивается ли объем прав населения в части требований к качеству жилищно-коммунальных услуг?
Ответ | Начнем с того, что право требовать соответствующее качество услуг у потребителя всегда было, есть и будет. Но в момент перехода к стопроцентной оплате услуг ЖКХ этот вопрос стал более актуальным. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг – одна из главных задач всей программы реформирования и модернизации отрасли.
Прежде всего, следует знать: договоры на обслуживание жилых помещений, заключающиеся между потребителем и поставщиком услуги, должны, помимо прочих сведений, содержать информацию об ответственности управляющей организации перед потребителями за предоставление услуг. Приложения № 3, 4 к программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004-2010 годы содержат рекомендуемые нормативные требования к качеству предоставляемых услуг и размеры снижения платежей за ненадлежащее их предоставление. Рассмотрим два из них.
Централизованное теплоснабжение должно быть бесперебойным в течение всего отопительного сезона, начало и окончание которого определяется решением администраций городов и районов. За каждые сутки отсутствия тепла в течение отопительного сезона платеж снижается на 5,5 процента. Температура воздуха в жилых комнатах (при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений) должна быть не ниже 20 градусов (в угловых комнатах – не ниже 22 градусов). За каждый градус недоподачи тепла в течение всего периода, когда температура воздуха в квартире ниже установленных параметров, платежи за отопление снижаются на 10 процентов. Понижение температуры воздуха в квартире до 12 градусов и ниже считается отсутствием услуги, оплата в таком случае за отопление жилого помещения не взимается.
Горячее водоснабжение должно работать 344 дня в календарном году (допускается плановое отключение для проведения ремонтно-профилактических работ не более чем на 21 день). За каждые сутки отсутствия горячей воды (в том числе и в период планового отключения) платеж снижается на 5 процентов. Нормативная температура горячей воды – не ниже 50 градусов, плата за горячее водоснабжение снижается на 25 процентов месячного платежа за каждые 5 градусов недогрева. Понижение температуры горячей воды до 35 градусов считается отсутствием услуги, оплата за нее не взимается.
Вопрос | Кто отвечает за качество предоставления услуг ЖКХ и решает вопрос перерасчета за не предоставленную или в неполном объеме предоставленную услугу?
Ответ | Ответственность за непредоставление, несвоевременное и некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг несут организации-поставщики, с которыми гражданин состоит в договорных отношениях. Заявление о несоответствии жилищно-коммунальных услуг установленным стандартам подается гражданином в письменном виде или по телефону диспетчерской службы управляющей организации.
Заявление независимо от формы его подачи регистрируется. Представитель управляющей организации (при его отсутствии – поставщик услуги) обязан в течение одних суток, предварительно оповестив, явиться к заявителю для составления акта. При неявке представителя в установленный срок факт снижения качества услуги считается доказанным с момента регистрации заявления.
Акт подписывается заявителем и представителем и является основанием для перерасчета платы за ЖКУ.
В случае обращения в жилищную инспекцию, призванную осуществлять контроль за защитой прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, следует знать, что срок рассмотрения заявлений ее специалистами составляет от 15 дней до одного месяца.
Вопрос | Сейчас много говорят о создании товариществ собственников жилья. Какие преимущества дает эта форма управления?
Ответ | ТСЖ – это объединения собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом имущества этого дома, его эксплуатации, владения и пользования.
Сегодня многие являются собственниками жилья. Но фактически мало что от этого изменилось. В условиях полной оплаты услуг жители вынуждены будут выбирать ту или иную форму управления жилищным фондом. Товарищества собственников жилья, с точки зрения регулирования правовых отношений между владельцами общего имущества, являются наиболее перспективной формой. Такие объединения самостоятельно выбирают поставщика жилищных и коммунальных услуг, исходя из факторов качества и цены. Ими производится контроль за деятельностью этих организаций, позволяющий, в случае недопоставки услуг, снижать платежи. Члены ТСЖ самостоятельно принимают решения о размере обязательных платежей и порядке их внесения. Одним словом, подобная форма управления позволяет собственнику ощущать себя таковым.
Вопрос | Что нужно, чтобы организовать ТСЖ?
Ответ | В первую очередь, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме должно быть принято решение о создании ТСЖ. За него должны проголосовать более
50 процентов собственников. На общем собрании принимается устав товарищества и избирается его правление. После этого решение о создании ТСЖ необходимо зарегистрировать в местных органах исполнительной власти. В ходе подготовки нужно пройти государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в многоквартирном доме.
Вопрос | Какие основные изменения произойдут с введением нового Жилищного кодекса?
Ответ | Новый жилищный кодекс вносит значительные изменения в существующий порядок. Во-первых, ордера на жилье заменяются договорами социального найма. Во-вторых, право на получение жилья сохраняется за теми, кто не может приобрести его самостоятельно. Жилищный кодекс устанавливает три категории граждан, которым жилье по соцнайму будет предоставляться вне очереди:
– те, чьи жилые помещения признаны непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
– граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
В-третьих, утрачивается понятие балансодержатель. Главной ответственной стороной становится собственник. Именно он несет ответственность за содержание жилищного фонда.
Следующее. До 1 марта 2006 года собственникам жилья предстоит решить три основных вопроса: выбрать форму управления домом (варианта три: ТСЖ, самостоятельное управление собственниками, передача управления домом управляющей компании), установить платеж за капитальный ремонт, порядок и сроки его проведения и утвердить договор управления (при создании ТСЖ необходимо избрать председателя, правление, ревизионную комиссию и принять устав).
В противном случае муниципалитеты вправе объявить тендер на управление жилым домом среди управляющих компаний.
Еще один важный момент. Впервые новым Жилищным кодексом определен четкий порядок перевода жилых помещений в нежилые и наоборот. При проведении перевода помещений из одной категории в другую необходимо согласование с надзорными органами и разрешение уполномоченного собственника представителя жильцов дома. Строгие правила введены и для перепланировки помещений. За несанкционированные действия предусмотрено даже изъятие квартиры.
И последнее. Завершается безвозмездная приватизация жилья. Квартиры, выданные до 1 марта 2005 года, могут быть приватизированы до 1 января 2007 года по прежнему порядку.
Нужный телефон
На вопросы, связанные с реформой ЖКХ, вам ответят:
в Казани – (8432) 92-10-10 («горячая линия» Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан);
в Ижевске – (3412) 60-05-41 (информационная служба Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики);
в Йошкар-Оле – (8362) 42-19-91 (отдел реформирования ЖКХ и экономического анализа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл);
в Чебоксарах – (8352) 62-32-60, 62-30-11 (департамент ЖКХ Министерства строительства Чувашской Республики).