Сейчас начинается самое сложное - проверка положений закона на практике, и буквально каждый применяет новый документ к себе, к своим проблемам и потребностям.
Вопросов много. Критические замечания и опасения высказываются с самых разных сторон. Это и депутаты, и губернаторы, и члены строительных кооперативов, и юристы, специализирующиеся в области жилищного права, и самые обычные граждане, которых, конечно же, волнуют их жилищные проблемы и связанные с ними права и обязанности.
Государство оставляет за собой право обеспечивать жильем только малоимущих нуждающихся граждан. Но кто и на каких условиях сможет этим правом воспользоваться? Что произойдет с действующими сегодня очередями на получение муниципального жилья?
Отмена бесплатной приватизации через два года - это безусловный плюс для муниципальных властей, которые перестанут терять городской жилой фонд. Но права многих людей, считают критики ЖК, в результате будут ущемлены.
Жилищный кодекс во главу угла ставит обеспечение и защиту прав собственников. Но одновременно, предупреждают эксперты, увеличиваются их обязанности, в частности, серьезно возрастут расходы на содержание жилья.
Закон требует от жильцов - и собственников, и нанимателей - соблюдения интересов соседей и организаций, отвечающих за содержание жилья.
Предусмотрена ответственность, например, за самовольную перепланировку квартиры. А за многомесячные долги по коммунальным платежам суд может наказать неплательщика, заставив освободить занимаемую площадь, предоставив, правда, более скромные условия проживания.
"Российская газета" много обсуждала на своих страницах главный жилищный закон, когда он еще был в проекте. На вопросы читателей отвечали его авторы, с анализом и прогнозами выступали эксперты. И сейчас мы продолжим постоянный мониторинг уже практической работы нового закона, чтобы поскорее выявить его сильные и слабые стороны. Чтобы и правительству, и законодателям стало ясно, что, возможно, понадобится изменить и доработать. Сегодня в редакции "РГ" на "Деловом завтраке" на вопросы наших читателей ответит председатель Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. Но это только начало серьезного разговора.