03.03.2005 04:00
    Поделиться

    Посол Беларуси рассказал о новом механизме взимания НДС

    Механизм взимания НДС по новому принципу в интересах общего дела необходимо настроить на четкую бесперебойную работу

    По январю и февралю трудно делать какие-то выводы: это время традиционно отличается снижением деловой активности. Несмотря на то, что новый принцип взимания НДС пришелся в не очень-то удобное время - в России в январе были большие "каникулы" - темпы и объем товарооборота не упали. Постепенно динамика торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России набирает привычные обороты - деловые партнеры наших стран шаг за шагом активизируют взаимные поставки продукции по новым правилам.

    Между нашими странами отсутствует таможенный контроль, а поэтому взимание косвенных налогов возлагается на налоговые органы. Импортеру дается от 20 до 50 дней для уплаты косвенных налогов, что создает достаточно либеральные условия для изыскания оборотных средств в целях расчетов с бюджетом. Такой механизм переносит уплату НДС с момента ввоза ("таможенный") к моменту уплаты ("налоговый"). Косвенные налоги не уплачиваются при транзите через территории государств товаров и ввозимых для переработки (так называемых давальческих). Документальное подтверждение уплаты косвенных налогов по ввезенным товарам также обеспечивается налоговыми органами.

    Процедура, казалось бы, нехитрая. Но уже проявились недоработки самого механизма подтверждения факта уплаты НДС покупателем. Особенно беспокоят вопросы своевременности и правильности предоставления такого подтверждения белорусскому предприятию, если поставка товара производится через посредника. Он юридическую ответственность за сбор и предоставление подтверждения белорусскому партнеру не несет. Такие же проблемы могут возникнуть и при поставках товаров в Беларусь.

    Предупрежден - значит вооружен

    Тем не менее благодаря активизации взаимодействия налоговых органов Беларуси и России ситуация в нашем экономическом сотрудничестве постепенно выравнивается. Представители налоговых служб двух стран провели в Москве несколько встреч и согласовали формы соответствующих документов, которые необходимо предоставлять субъектам хозяйствования при уплате НДС. Во время переговоров специалисты еще раз сверили подходы в принципах взимания косвенных налогов, проанализировали допущенные ошибки и определили координаторов в каждой из стран по ведению работы в данном направлении и оперативному разрешению возникающих сложностей. В ходе консультаций представители Федеральной налоговой службы России заверили белорусских коллег, что все российские налогоплательщики получат исчерпывающую информацию до 20 февраля - даты уплаты первого налогового платежа.

    Заинтересованность в урегулировании ситуации взаимная, поэтому усилия предпринимаются с обеих сторон. К примеру, в Беларуси, в Гомельском облисполкоме, с января работает "горячая линия" по вопросам взимания НДС. В этой области наиболее часто проблемы возникают на предприятиях машиностроения и нефтепереработки. В ближайшее время планируется проведение совещания представителей Гомельской областной инспекции Министерства по налогам и сборам с аналогичной структурой Брянской области по отработке всех "болевых точек".

    Белорусское посольство в России регулярно консультирует заинтересованных поставщиков в обеих странах. На веб-сайте нашей дипмиссии (www.embassybel.ru) размещены соответствующие официальные документы как белорусской, так и российской стороны. В свою очередь ФНС России по нашей просьбе на своем интернет-сайте (www.nalog.ru) опубликовала пакет документов о новых правилах реализации экспортно-импортных контрактов. Полагаю, в скором времени будут сняты чисто фискальные вопросы, то есть между налогоплательщиками и налоговыми органами Беларуси и России не останется неясностей.

    Кто застрахует риски?

    Вот что, действительно, волнует, так это необоснованный рост цен. Не разобравшись, как работать по новым правилам, многие предприниматели, страхуясь, стали завышать контрактные цены, включая в них суммы, которые они ранее уплачивали в федеральный бюджет. Подстраховываясь, они перекладывают возможные потери на партнеров. Другие же и вовсе временно приостановили сделки.

    Этот субъективный фактор стал причиной того, что в январе темпы взаимного товарооборота между нашими странами существенно снизились. Хотя еще раз подчеркну, без объективных на то оснований. Ведь, напомню, главы правительств Беларуси и России при подписании соглашения 15 сентября 2004 года в Астане в совместном официальном заявлении отметили, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не создает экономических предпосылок и не является основанием для повышения цен на экспортируемые товары.

    Буду откровенен, меня беспокоит, что негативная ситуация может развиваться с учетом мультипликативного эффекта. Многие белорусские товары, в первую очередь промышленные, на самом деле являются совместным продуктом. И необоснованное завышение цен на сырье и комплектующие неизбежно приведет к удорожанию конечного изделия. Следствием станет его неконкурентоспособность на нашем общем внутреннем рынке. Понятно, этим воспользуются те, кто ввозит товары из третьих стран, зачастую по демпинговым ценам.

    Белорусская научно-промышленная ассоциация и Российский союз промышленников и предпринимателей вышли к правительствам своих стран с инициативой скорейшего совместного решения проблем, возникших во взаимной торговле после перехода на новый порядок уплаты НДС. По мнению директорского корпуса, неразбериха может продолжаться около года, а это чревато вымыванием оборотных средств предприятий. Белорусские промышленники считают, что усложненная процедура обоснования нулевой ставки НДС, рост экспортных цен снижают конкурентоспособность товаров российских и белорусских производителей не только на внутренних рынках, но и на рынках третьих стран.

    Мне приходится много встречаться с представителями деловых кругов Беларуси и России. Эти встречи позволяют сделать вывод: большинство возникших в нашей взаимной торговле проблем в начале 2005 года носит субъективный характер. Тем не менее их надо решать безотлагательно. Так, некоторые схемы поставок (через дилерскую сеть, склады временного хранения, мелкий опт) уже не отвечают требованиям и условиям контроля за уплатой косвенных налогов со стороны налоговых органов. В отсутствии четких указаний со стороны фискальных органов с учетом фактора негативных ожиданий, некоторые налогоплательщики пошли по наиболее простому, на их взгляд, пути завышения контрактных цен. Сведения о таких фактах, причем как от российских, так и белорусских торговых партнеров, поступали из Нижегородской, Калининградской, Мурманской областей, Московского региона и других мест.

    Нужен конструктивный подход

    Именно из-за этого временно отказалось от закупки сырья на российском рынке СП "Санта-Бремор" (Брест). Правда, предприятие, предвидя трудности, заранее закупало дополнительные объемы сырья и рассчитывает продержаться месяц-полтора. Беспокойство по поводу возможных финансовых издержек испытывает и руководство совместного белорусско-российского предприятия "Брестгазоаппарат". Поставляя продукцию в Россию, предприятие многим клиентам давало 30-дневную отсрочку платежа. Сейчас она соответственно уменьшает срок предоставления в налоговые органы подтверждения об оплате НДС российским потребителем.

    Эти и другие примеры сбоев вызывают обоснованное беспокойство у деловых партнеров, даже, я бы сказал, некоторую нервозность. Свою роль в этом сыграла несвоевременная и порой противоречивая информация о порядке налогообложения и налогового администрирования. Понимая, насколько в этот сложный период участники внешнеэкономической деятельности нуждаются в совете и помощи, посольство предложило провести в ряде регионов России совместные семинары-совещания белорусских и российских налоговых органов с представителями деловых кругов. Были рассмотрены конкретные вопросы подготовки налоговых систем к первым платежам НДС по новым правилам. Обмен мнениями показал, что к наиболее острым проблемам, выявившимся на практике, относятся неподготовленность механизма электронного подтверждения налоговыми органами факта уплаты НДС налогоплательщиками сторон (его решение перенесено на второй квартал текущего года), различия в налоговом администрировании, отсутствие бланков деклараций, сложность заполнения форм заявлений и ряд других технических неувязок. Все эти вопросы можно снять оперативными разъяснениями и рекомендациями налоговых органов сторон, а также упрощая процедурные вопросы и документооборот.

    Впрочем, большинство торговых партнеров дорожат своей репутацией и уровнем деловых отношений, поэтому совместно ищут нормальное разрешение возникших коллизий. В частности, рассматривают проекты создания совместных производств и оптово-розничных звеньев и складов, схемы транспортных поставок, предоставляют друг другу определенные преференции по расчетам за продукцию и гарантии по оплате. Думаю, такой конструктивный подход является наиболее рациональным и позволит минимизировать возможные последствия недостаточно подготовленного перехода на новый метод взимания косвенных налогов.

    На наш взгляд, всем участникам внешнеэкономической деятельности необходимо полнее задействовать возможности банков и финансовых организаций по поддержке экспортно-импортных операций (в виде лизинга, факторинга и др.) в условиях возможного недостатка оборотных средств у поставщиков и покупателей. Хотелось бы, чтобы к решению этой экономической проблемы активнее подключались страховые компании. Учитывая мировой опыт, они могли бы расширить практику страхования рисков торговых операций, тем самым избавив партнеров от необходимости осуществлять их самостоятельно, завышая контрактные цены и выдвигая необоснованные требования об авансовых платежах и залогах. К примеру, Нацбанк Беларуси рекомендовал коммерческим банкам усилить кредитную поддержку предприятий в период перехода на новый принцип взимания НДС в торговле с Россией.

    Таким образом, если мы сумеем гармонично использовать возможности административных рычагов и рыночных инструментов, то в ближайшее время новый порядок взимания косвенных налогов должен стать реальным стимулом для дальнейшего развития торгово-экономических отношений и углубления интеграции. Ведь, по большому счету, в основе взаимной торговли - объективный, действительно кооперационный процесс взаимодействия наших предприятий, экономик. А это фактор определяющий.

    По вопросам применения нового порядка взимания НДС можно обращаться в специализированную консультационную службу министерства по налогам и сборам Беларуси. Контактные телефоны: 8-10-375-17-222-69-42, 8-10-375-17-222-61-36, 8-10-375-17-222-42-23. Аналогичные службы созданы в инспекциях министерства по областям и г. Минску, а также в крупных городах и районах страны. Сайт министерства по налогам и сборам в Интернете: www.nalog.by

    Поделиться