03.03.2005 04:00
    Поделиться

    Самые богатые женщины России

    Чем грозит попадание в рейтинг самых крутых российских бизнес-вумен

    Журнал "Финанс", который с месяц назад в пику "Форбсу" опубликовал "чисто российский" рейтинг рублевых миллиардеров, накануне Международного женского дня постарался отыскать побольше человеческих лиц в такой акульей семейке, как российское бизнес-сообщество. В общем-то получилось: лица обнаружились. И сплошь женские.

     

    Самой успешной женщиной в реальном секторе экономики журнал назвал безобразно молодую и вызывающе красивую Гульжан Молдажанову, которая недавно стала генеральным директором компании "Базовый элемент". Журнал подчеркивает, что она "проделала карьеру от секретаря до генерального директора".

    Коллеги говорят о г-же Молдажановой, что она - "волевая, целеустремленная, требовательная" и вообще умеет напугать подчиненных до состояния слепого обожания. "Ей это дано свыше, и все вокруг это чувствуют", - сказал о своей начальнице один из оглушенных харизмой сотрудников. Ее приход на высший пост в компанию - живая иллюстрация того, почему все-таки женщинам часто удается в бизнесе больше, чем мужчинам. Романтизм и пустая мечтательность, свойственные мужчинам, сталкиваются с женским прагматизмом. На этом посту г-жа Молдажанова сменила г-на Смолькина, который, если верить СМИ, напоминал г-на Немцова в эпоху замены "Мерседесов" на "Волги". Так, г-н Смолькин "боролся с издержками", увольняя людей (потом набирая еще больше), меняя поваров (люди якобы травились и недоедали), и, кстати, экспериментировал с парком машин, передав корпоративные автомобили в собственность менеджеров компании. Тем временем бизнес пробуксовывал, и в итоге контракт с г-ном Смолькиным не стали продлевать по обоюдному согласию, а г-жу Молдажанову назначили сначала первым замом генерального с исполнением функций последнего, а потом и узаконили ее функции топ-менеджера в полном объеме.

    Карьера таких, как г-жа Молдажанова, судя по тому, что о ней пишут, в целом вызывает в обществе раздражение. Видимо, общество не готово признать за симпатичной внешне и очень молодой женщиной права быстро добиться успеха своими мозгами. Так, г-н Боровой в своей известной книге о русских капиталистах назвал ее "карьеристкой", а одна газета приписала все ее успехи "студенческой дружбе" с теми, кто потом создал и возглавил компанию, даже не заметив того, что хотя команда этой компании действительно вышла из физфака, но вузы-то все окончили разные.

    Самой успешной женщиной в финансовом секторе "Финанс" называет Наталию Самкову, управляющую Международного промышленного банка. Начав работать в этом банке рядовым экономистом, она "уже через год возглавила профильный департамент". Правда, до высшего поста росла потом еще восемь лет, что по меркам, как изящно выразилась в свое время г-жа Новодворская, "наших новых амазонок" даже как-то и медленно. Автору этих строк бросилась в глаза смелость г-жи Самковой - она была одной из немногих, кто летом прошлого года не побоялся назвать ситуацию в банковском секторе "кризисом, хотя и локальным", последствия которого "довольно печальны". Анализируя ситуацию, она говорила тогда, что главное "здесь и сейчас" - не допускать очередей, в которых рождается паника, а на перспективу надо отменить право вкладчика досрочно отзывать свой вклад. Ее неверие во всемогущую силу чиновничьего слова (мол, скажет ЦБ, что все в порядке, - все и поверят) вместе с четким пониманием психологии толпы - яркие черты женского мышления. Хотя считается, что женщина "любит ушами", свойство переоценивать свои возможности зомбировать публику присуще именно мужчинам. Такие, как г-жа Самкова, не легли бы на рельсы, пообещав, что дефолта не будет и не стали бы прятать голову в песок накануне катастрофы. И, кстати, вряд ли стали бы судиться с журналистами, обозвавшими "локальные проблемы" "кризисом" - они слишком умны, чтобы так подставлять свою репутацию.

    Самым успешным финансовым директором по версии журнала "Финанс" стала Елена Шматова из компании "Вымпелком". Журнал пишет, что "окончив институт по достаточно тривиальной советской специальности "инженер-экономист", она сейчас отвечает за финансы в одной из самых прозрачных российских компаний". Устами бы "Финанса" да мед вкушать. На днях президент США г-н Буш подписал закон, по которому корпоративные групповые иски передаются из юрисдикции местных судов на федеральный уровень. Федеральный же суд, как полагают американские аналитики, не будет миндальничать, как это часто делали местные суды. А над г-жой Шматовой в США как раз висит такой иск.

    В рейтинге "Финанса" "засветилась" и чиновница - "король бюджета" Татьяна Голикова. Эта дама - заместитель министра финансов - как говорят, "знает в бюджете каждую цифру", а цифр там очень много. Широкой публике, впрочем, г-жа Голикова более известна как большая любовь и супруга нынешнего министра промышленности и энергетики, мужественного и обаятельного Виктора Христенко. Как пишет пресса, чиновники познакомились еще в 1998 году, и, конечно, назначение на пост первого зама г-на Кудрина "слишком молодой, слишком красивой для чиновницы и к тому же незамужней" женщины газеты истолковали во вполне определенном ключе. При этом никто не заметил, что орден "За заслуги перед Отечеством" II степени она получила явно не за красивые глаза и высокие связи. Видимо, как и в случае с г-жой Молдажановой, массовому сознанию непросто понять, что если женщины лучше, чем мужики, кроят семейный бюджет, они и с государственным справятся.

    Ну и последняя номинация, перед которой уместно будет просто встать и уважительно помолчать. Самой богатой женщиной страны журнал называет Елену Батурину, бизнесмена и супругу мэра Москвы Юрия Лужкова. Ее состояние конкурент "Финанса" журнал "Форбс" оценил в 1,1 миллиарда долларов. Г-н Лужков устал повторять, что не помогает супруге в бизнесе, сама же г-жа Батурина как-то приписала все свои успехи исключительно личным талантам - мол, сама удивляюсь, как у меня все легко получается. Эта фраза вызвала раздражение у многих, но автор этих строк, имевший возможность месяц назад впервые в жизни лицезреть г-жу Батурину в Берлине на всемирной сельскохозяйственной выставке, поймал себя на мысли, что для нее такое высказывание вполне органично. Г-жа Батурина не блистала бриллиантами и мехами, держалась просто, естественно принимала ухаживание министров и губернаторов и, да простят меня стилисты, выглядела, что называется, "своим парнем". Не знаю, каковы подводные течения в бизнесе супруги московского мэра, но очевидно, что г-жа Батурина - явно не жеманная кукла, которая только и способна, что подмахивать документы и пропадать в бутиках. В конце концов каждому "Юстиниану" нужна своя "Феодора".

    Вообще "женщины в бизнесе" - тема для российских аналитиков уже не новая. За последние год-два приход прекрасного пола в коммерцию стал более чем заметным явлением, и на это надо было как-то реагировать. К сожалению, даже в серьезных исследованиях смешиваются два понятия: "дамы с Рублевки" и реальные бизнес-леди. Истории успеха и личные свойства жен "новых русских" автоматически переносятся на женщин, которые добились всего сами. Говорят, что все они - стервы, страдающие паническим страхом потерять "косматую руку" мужа или иного покровителя, и все их успехи - это чужие капиталы, помноженные на нечеловеческую жестокость, с которой они прокладывают себе путь по жизни.

    Меня же пуще всех исследований убеждают молодые девушки, которые ведут в Женеве переговоры о присоединении России к ВТО. Что такое переговоры такого уровня - объяснять не надо. А вот что там могут делать юные особы (многим нет и 25 лет), наверное, еще не все поняли. Но посмотрите на руководителя американской делегации на тех же переговорах, заместителя министра торговли США г-жу Двоскин, нечеловечески целеустремленную, собранную в пучок холодных нервов, дозированно жесткую, в меру улыбчивую. Это - будущее наших девчонок. Мужчины, конечно, не умрут как класс бизнес-субъектов, но им придется расстаться с идеей о своей преимущественной монополии по половому признаку.

    Поделиться