03.03.2005 03:20
    Поделиться

    Третьяков: значение России в мире не слишком снизилось

    Садистское для одних и мазохистское для других ожидание того, что в Братиславе президент США устроит выволочку президенту России, не оправдалось. Джордж Буш и Владимир Путин демонстрировали такую взаимную приязнь, что, казалось, нет в мире двух более близких друг другу политиков.

    Это, впрочем, напомнило мне известные слова, по-моему, лермонтовского Печорина, который весьма прозорливо заметил, что нет ничего более приятного, чем обмен любезностями двух дипломатов. Но между тем хорошо известно, что каждый из них готов заколоть другого кинжалом ради интересов правителя той страны, которую он представляет.

    Поэтому даже с поправкой на прошедшие уже почти две сотни лет, нисколько, впрочем, не изменивших сути международной политики. Уверен, что даже несколько чрезмерное дружелюбие господ Путина и Буша не помешало каждому из них жестко отстаивать стратегические национальные интересы возглавляемых ими стран.

    Самоуничижение, в которое все мы, и патентованные либералы, и записные державники, регулярно впадаем, все-таки грех. Все доказательства того, что Россия почти ничего или мало что сегодня значит для США, не стоят выеденного яйца. Конечно, сегодня Вашингтон не боится, что Москва даст команду на пуск ядерных ракет в его сторону или на марш танковых колонн по западноевропейским автобанам. Но во многом и многом другом значение России в мире не слишком снизилось. Во всяком случае, не настолько, чтобы для США она, Россия, превратилась в государство то ли второго, то ли даже третьего, как утверждают многие, разряда. И политическая битва за контроль между Западом во главе с США и Россией за постсоветское пространство - тому доказательство. Далеко, однако, не единственное.

    Конечно, сегодня Россия не ведет аналогичную борьбу на латиноамериканском плацдарме, но, скорее всего, это и к лучшему.

    Вот только если бы в зоне собственно российских стратегических интересов (Европа, Азия, Средиземноморье, Ближний Восток, не говоря уже конкретно о постсоветском пространстве) Москва действовала гибко, настойчиво и умно.

    Две цветные революции последнего периода, грузинская и украинская, кажется, наконец-то отрезвили внешнеполитические органы России. До оптимальной политики еще далеко, но ощутимый сдвиг к лучшему налицо. Чтобы усилить его, я бы на месте президента Путина дал два распоряжения всем, кто имеет отношение к выработке и проведению в жизнь внешней политики России. Во-первых, забыть давнее, но последовательно реализовавшееся (правда, не из альтруистических соображений) до последнего времени указание Ельцина каждый день отвечать себе на вопрос: "А что я сегодня сделал для Украины?" Во-вторых, повесить у себя на рабочем месте, причем прямо перед глазами, портрет пана Кучмы как лучшего учителя всех российских дипломатов.

    Разговор двух президентов на пресс-конференции в Братиславе о сущности и проблемах демократии свидетельствует только об одном - битва на постсоветском пространстве будет продолжена. Американцы будут последовательно поддерживать свержение всех не устраивающих их или не вполне устраивающих глав государств, особенно если им можно предъявить обвинение в антидемократизме. Но, строго говоря, и России пора наконец понять, что власть нынешних глав государств в этом регионе, как и в любом другом, не вечна, и внешняя комфортность работы со многими из них оборачивается только одним - абсолютным дискомфортом, возникающим после того, как привычные российским бюрократам, но надоевшие своим народам президенты слетают с постов.

    Передемократить США и Евросоюз невозможно, ибо никого другого, кроме самих себя, апостолами и арбитрами демократии они все равно не признают. А вот использовать демократические методы реализации своих национальных интересов и можно, и нужно. Причем как во внешней, так и во внутренней политике.

    Для этого, впрочем, нужно сначала определиться с этими интересами. Чтобы затем выбрать, реализацию каких интересов эффективнее осуществить чисто демократическими методами, а каких - административно-командными или даже, если того требуют обстоятельства, и авторитарными. А где вообще нужно демократическое лицо с авторитарной подкладкой.

    С введением фактической назначаемости глав регионов мы достигли фактически предела эффективности авторитарного начала в государстве. Теперь необходимо вновь вспомнить о начале демократическом, потенциал которого далеко не исчерпан, а лишь затушеван его дурным использованием.

    Не слишком большие интеллектуальные усилия позволят определить необходимый баланс обоих начал. А далее - нужна лишь политическая воля для того, чтобы отказаться от привычного. Причем сделать это нужно до 2007 года. Не потому, что в России назревает ситцевая революция. А потому, что в 2007 и особенно в 2008 году необходимо будет принимать слишком важные решения. И нужно быть во всеоружии.

    Поделиться