Одновременно с вступлением в силу Жилищного кодекса начинает работать одна из ключевых его новаций - право на бесплатное, без взимания платы за наем, жилье отныне закреплено только за малоимущими россиянами. "Вычислять" их будут органы местного самоуправления на основании двух документов минрегиона - рекомендаций по установлению доходов для признания человека малоимущим и по порядку его постановки на учет.
Помимо них на эту роскошь по-прежнему могут рассчитывать только люди, занимающие непригодные для проживания помещения, сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица, страдающие определенными законом хроническими заболеваниями. Как подчеркнул участвовавший в пресс-конференции, посвященной Жилищному кодексу, министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, нынешняя очередь на получение жилья сохраняется. В ней стоит 4,5 миллиона семей, и, чтобы всех их обеспечить квартирами, потребуется при нынешних темпах около 18 лет.
Новый кодекс, как заявил Владимир Яковлев, содержит и новации, способные навести порядок в жилищно-коммунальной сфере. Сейчас примерно одна треть тарифов на услуги ЖКХ - это деньги за неполученные жителями в результате утечек тепло и воду, за которые тем не менее они вынуждены платить. Так что за все проблемы ЖКХ по-прежнему платит потребитель услуг, прежде всего - за отсутствие системы энергосбережения. "Это неправильно, хотя проблемы ЖКХ возникли не сегодня и не вчера. От 40 до 70 процентов сетей требуют замены или модернизации", - констатировал министр, с недавних пор курирующий отрасль.
Он надеется, что Жилищный кодекс поможет "выстроить правильные отношения поставщиков коммунальных услуг и их потребителей". Виктор Христенко конкретизировал ситуацию, сообщив, что на сегодняшний день лишь 0,3 процента жителей страны заключили с коммунальными службами договора, регламентирующие оказание услуг. Жилищный кодекс содержит нормы, которые позволят ввести правовую ответственность за предоставляемые услуги. Это огромная новация. Сейчас же жители вынуждены оплачивать счета и практически не могут их оспорить".
Одновременно министры единодушно признали, что пока есть лишь робкие попытки привлечь частный бизнес в ЖКХ. Так что альтернативы нынешним ДЭЗам и ЖЭКам у жителей по большому счету нет. А выбор у них - вместе с желанием бизнеса работать в отрасли - появится только тогда, когда "хвост долгов" предприятий ЖКХ исчезнет. "Потому и срочно нужен закон о финансовом оздоровлении ЖКХ", - в очередной раз заметил министр регионального развития.
В новых условиях ответственность за ЖКХ передается на региональный и местный уровни. Как отметил Владимир Яковлев, федеральные стандарты оплаты исчезают, уступая место региональным: "потолки" по оплате всех услуг будут устанавливать региональные власти. "Смогут ли регионы справиться с задачей в новых условиях? Конечно, скажу, что не смогут, но государство не останется в стороне, оно не снимает с себя ответственности". Помощь федерального центра, впрочем, придет только "в случае проблем с крупными котельными и магистралями". А еще в том, что с 6 до 8 миллиардов рублей в год вырастет сумма федеральной помощи для выплаты субсидий в регионах. "Но это - грант, который будет выплачиваться только тем регионам, которые правильно работают в сфере ЖКХ", - сообщил о еще одном "кнуте" для субъектов Федерации Виктор Христенко. Число же семей, получающих субсидии, к концу года, по оценке Владимира Яковлева, вырастет с 13 до 15 процентов.