В Новосибирском гарнизонном военном суде идет серия процессов над офицерами, которые избивали своих подчиненных. В число неблагополучных попал даже прославленный орденоносный полк, которому недавно вручен переходящий вымпел Сухопутных войск.
28-летний капитан Дмитрий Карпенко уже был судим дважды. Еще в марте 2003 года он на полигоне избил телефониста черенком от лопаты, а спустя несколько дней напал в казарме на молодого лейтенанта: сбил его с ног, пинал лежачего ногами, сорвал погоны. Тогда суд проявил снисхождение к излишне ретивому офицеру, которому начальство предоставило самые лестные характеристики. В результате Карпенко приговорили к штрафу в 15 тысяч рублей, и он продолжил командовать артдивизионом.
Однако, едва выплатив штраф, капитан вновь совершил насилие над подчиненным. Причем на этот раз для командирского гнева и причины-то не было. По рассказам свидетелей, Дмитрий Карпенко беседовал с другим офицером в казарме, когда туда вернулась из наряда группа военнослужащих. "Товарищ капитан! Разрешите пройти!" - в полном соответствии с уставом обратился к Карпенко рядовой, собираясь войти в казарму. Но не тут-то было. Карпенко буквально вытолкал его вон, а затем обрушил на солдата поток замечаний, сопровождая их для пущей убедительности пинками. Рядовой Синцов попытался скрыться от Карпенко в казарме, чем еще сильнее распалил офицера. Догнав солдата, капитан повалил его на пол и принялся бить ногами. С сотрясением мозга пострадавший оказался в госпитале, а Карпенко - вновь под судом. На этот раз Новосибирский гарнизонный суд решил прервать офицерскую карьеру Дмитрия Карпенко. Он приговорен к трем годам и четырем месяцам колонии.
Между тем в военном суде Новосибирского гарнизона начался новый процесс над офицером 228-го Севастопольского мотострелкового полка. Старший лейтенант Алексей Муратов, командир роты, обвиняется по той же статье УК РФ, что и бывший капитан Карпенко: превышение должностных полномочий с применением насилия. Только пострадавших уже не один, а четверо. Двое солдат-срочников, командиры отделений Михаил Гребенюк и Александр Соснин заявили гражданские иски на три тысячи, рядовые Дмитрий Лисин и Максим Холюченко требуют взыскать со старшего лейтенанта по тысяче рублей. По данным государственного обвинения, Алексей Муратов избивал подчиненных за разные провинности: например, за беспорядок в спальне. Не принесли из увольнения 15 тюбиков зубной пасты - получите кулаком по нечищеным зубам.
В отличие от Дмитрия Карпенко Алексей Муратов не признает себя виновным. "Меня оговаривают, - заявил он на суде. - Александра Соснина неоднократно задерживали органы внутренних дел по подозрению в краже сотовых телефонов - я лично забирал его из отделения милиции. Михаил Гребенюк украл на полигоне мой мобильный телефон. Максим Холюченко замечен в употреблении спиртных напитков, а Дмитрий Лисин был пойман в состоянии наркотического опьянения..." По словам командира роты, он "мог толкнуть" Соснина и Гребенюка не за то, что они не купили 15 тюбиков зубной пасты, а за опоздание из увольнения почти на сутки.
Возможно, в данной ситуации офицер и прав в том смысле, что подчиненные у него не подарок, по ним самим давно дисциплинарный батальон плачет. Только ведь это все равно не дает ему право пускать в ход кулаки, демонстрируя свое физическое превосходство. Конечно, лишив офицеров права сажать военнослужащих срочной службы на гауптвахту, наши законодатели, видимо, лишь создали новые прецеденты для неуставных взаимоотношений. С другой стороны, у офицера появилась возможность наказывать нерадивых воинов, а то и потенциальных преступников, через военный суд. Просто этим цивилизованным правом наши командиры почему-то предпочитают не пользоваться, уповая лишь на силу. Причем не только в далекой Сибири, но и в непосредственной близости от Москвы.
Заместитель командира гвардейской танковой Кантемировской дивизии гвардии полковник Александр Рудавин избил рядового Максима Громова. Мало того, что избил, но еще грозился бросить солдата под поезд. Более абсурдной ситуации, чем та, при которой гвардии полковник, являвшийся к тому же наиболее вероятным кандидатом на должность комдива, учит рядового бойца уму-разуму кулаками, да еще грозится затолкать солдата под поезд, и представить трудно. Увы, такая сегодня гвардия...
Одно радует - живем мы в более-менее правовом государстве, и солдат имеет полное право подать в суд на своего командира. В Кантемировской дивизии иск избитого и перепуганного рядового принял к рассмотрению Наро-Фоминский гарнизонный военный суд. Рассмотрев дело по существу, суд установил, что гвардии полковник Александр Рудавин совершил преступление, предусмотренное пунктом "а" ч.3 ст. 286 УК РФ, и назначил ему наказание в виде штрафа в размере 5000 рублей. Дивизию под свое командование полковник-хулиган не получил, но на должности остался.
Одним из самых волевых и жестких командиров воюющей армии считался Герой России генерал-полковник Геннадий Трошев. Многие уверены, что ему было бы по силам управлять не только войсками на Северном Кавказе, но и всей Чечней. А для этого, согласимся, нужна настоящая сила. Между тем, комментируя "РГ" случаи рукоприкладства в армии, генерал-полковник, являющийся сегодня советником президента РФ, высказался категорично: "Любой случай, когда старший начальник поднимает руку на подчиненного, должен рассматриваться как явление, позорящее честь мундира защитника Отечества и наказываться по всей строгости закона. Здесь неуместны никакие оправдания, ссылки на низкую зарплату, бытовую неустроенность, даже на то, что нет гауптвахты в старом ее понимании. Нельзя забывать, что, принимая присягу, офицер дает клятву служения Родине, которое в чем-то сродни монашескому подвигу. А настоящий подвиг и примитивный мордобой - вещи несовместимые".