Выбранный министерством и одобренный правительством порядок реализации программы меняться не будет: никакой предоплаты за будущие поставки, как это практиковалось раньше, теперь не будет, все денежные расчеты с фармпроизводителями и поставщиками лекарств - только за реально отпущенные медикаменты.
Пациентов, конечно, финансовые потоки и экономия бюджетных средств, выделенных на федеральную программу, волнуют в последнюю очередь. Им важнее, чтобы врач выписывал нужный препарат без проволочек, а провизор выдавал его по рецепту сразу же, не заставляя ждать и искать по другим аптекам. Январский-февральский лекарственный ажиотаж постепенно ослабевает, ситуация нормализуется, - констатировали руководители российского здравоохранения. И сейчас уже можно, переведя дух, заговорить о достоинствах программы. Главное, что уже видно, несмотря на все организационные проблемы, - это реальное улучшение обеспечения лекарствами льготников в амбулаторных условиях. Михаил Зурабов привел вчера итоговую цифру: с начала года выписано 13,5 миллиона бесплатных рецептов на сумму 2,5 миллиарда рублей, за первые два месяца к врачам обратились около 60-65 процентов от общего числа граждан, имеющих право на лекарственные льготы. Во многих депрессивных регионах, где раньше льготное обеспечение лекарствами существовало чисто теоретически, за первые два месяца люди получили необходимые медикаменты в том же объеме, что за весь предыдущий год. В качестве примера Зурабов назвал Ивановскую область.
Пока же главной проблемой остается дополнительная нагрузка на врачей, связанная и с наплывом пациентов, и с усложнением процедуры выписывания льготного рецепта. Но тут жесткая позиция и минздрава, и Росздравнадзора смягчена не будет: все рецепты должны оформляться так, как положено.
- Это безобразие, что пациенты и, главное, врачи в сущности забыли, как правильно назначается лекарство, - заявил вчера советник главы Росздравнадзора Михаил Гетьман. - Нас приучили к тому, что название лекарства врач пишет просто на листке бумаги и отдает пациенту. Между тем правильно оформленный рецептурный бланк - это документ, который подтверждает ответственность врача. А в случае с льготными лекарствами рецепт - это еще и финансовый документ, "банкнота", в обмен на которую пациент получает нужное средство.
Руководители здравоохранения предприняли ряд шагов, чтобы разрядить напряженную ситуацию в поликлиниках. По словам Рамила Хабриева, во многих лечебных учреждениях выделены отдельные работники, которые занимаются исключительно правильным оформлением рецептов, чтобы сэкономить силы и время лечащих врачей. Идут навстречу и региональные власти - помогают оснастить поликлиники и аптеки компьютерами.
Тем не менее, по словам Рамила Хабриева, в ближайшее время администрациям субъектов Федерации предложат подписать соглашения, чтобы четко обозначить круг обязанностей и ответственности федерального центра и регионов. С Москвой подобное соглашение было подписано еще в феврале: был решен вопрос о едином подходе к лекарственному обеспечению льготников федерального и "городского" уровня.
И еще одна важная новость. Глава Росздравнадзора сообщил вчера, что по итогам первого квартала перечень лекарств для льготников будет пересмотрен и расширен. Жалобы на то, что в некоторых регионах не хватает отдельных видов лекарств, поступают до сих пор. Кроме того, Росздравнадзор предлагает снять ограничения по полномочиям лечебных комиссий в поликлиниках. Сейчас, если льготник остро нуждается в лекарстве, не попавшем в перечень, врач может назначить нужный препарат по согласованию с этой комиссией. Но такие "дополнительные" медикаменты опять-таки указаны в особом "дополнительном" списке. "Если нам удастся убедить минздрав, лечебные комиссии смогут согласовать назначение льготному пациенту практически любого лекарства, если оно ему жизненно необходимо", - пообещал Рамил Хабриев.