Коллекция уникальна тем, что на протяжении шестидесяти лет ее создавали самые известные художники XX века, в том числе Марк Шагал, Пабло Пикассо, Энди Уорхол, Василий Кандинский, Сальвадор Дали.
Михаил Пиотровский подчеркнул, что появление именно этих инсталляций в Эрмитаже не случайно. Потому что "в наше время, время слабой музыки, живописи, кино, мы видим пример, когда винная этикетка смогла стать образцом высокого искусства".
- Я никогда не могла себе даже представить, что смогу показать свою коллекцию в Эрмитаже! - воскликнула баронесса де Ротшильд, восхищенно воздев руки к расписному плафону с античными персонажами. - Для нас, французов, величайшее удовольствие находиться под этими сводами!
Замок Мутон с небольшим наделом виноградников в 1853 году приобрел прапрадед баронессы Филиппины барон Натаниэль де Ротшильд. С тех пор английская ветвь знаменитой семьи не перестает бороться за лидерство на рынке первоклассных французских вин. Наверное, барон Филипп де Ротшильд, правнук барона Натаниэля и отец баронессы Филиппины, был удачливым коммерсантом. Но к тому же он был изрядным романтиком. В 1924 году юный барон поклялся создать великое вино, настоящее произведение искусства. И к ценной продукции нужно было придумать особый отличительный знак - сертификат благородного происхождения.
Таким сертификатом, по замыслу барона Филиппа, могла бы стать этикетка, нарисованная знаменитыми живописцами Франции. Они создают художественные произведения, так почему бы им не попробовать один-единственный раз шутя набросать эскиз миниатюры на тему виноградной лозы, благодати, солнца, хорошего настроения? С такой вот необычной просьбой барон Филипп обратился к художникам. Но живописцы, служившие высокому искусству, с недоумением и даже с негодованием отнеслись к идее использования своего имени с прикладной целью.
Создать рисунок оригинальной бутылочной этикетки согласился лишь плакатный художник-кубист Жан Карлю. И его веселый оранжевый треугольный человечек вошел в историю коллекции замка Мутон под первым номером. На том рисунке идея временно заглохла. Никто не соглашался последовать примеру Карлю вплоть до окончания Второй мировой войны. В 1945 году в ознаменование Великой Победы барон Филипп решил увенчать этикетку миллезима любимым знаком Черчилля - "V", то есть Victoire. Графическую композицию исполнил молодой художник Филипп Жюлиан. Предложения о создании винных этикеток снова последовали художникам, но уже личным, близким друзьям барона - Жану Кокто, Леоноре Фини, Мари Лоренсен. Времена поменялись или представления об окружающем мире, но знаменитости стали набрасывать эскизы этикеток. С тех самых пор традиция участия художников в проекте де Ротшильдов не прерывается. И те, кто думает, что живописцы подрабатывают ради баснословных гонораров, не правы. Потому что платой за работу являются не деньги, а десять ящиков вина по двенадцать бутылок в каждом, пять из которых - урожая того года, для которого они создают иллюстрацию.
Многие годы Ротшильды даже не догадывались, с каким азартом коллекционеры во всем мире охотятся за их этикетками. В 1981 году баронесса Филиппина гостила в Беверли-Хиллз и случайно увидела, что народ бережно отклеивает этикетки от их винных бутылок и украшает ими стены своих квартир. Вернувшись домой, она бросилась в архивы и извлекла на свет оригиналы эскизов и набросков, сделанных руками великих мастеров. В короткое время совместно с дизайнером Фрэнсисом Лаклошем баронесса создала передвижную выставку своих сокровищ.
Произведения, которыми в 80-е годы могли любоваться лишь посетители Музея вина в родовом поместье Ротшильдов - замке Мутон, теперь с большим успехом путешествуют по разным странам. Выставка побывала в Лондоне, Берлине, Брюсселе, США, Канаде, Японии, Китае. В Россию ее привезли в честь нашего знаменитого соотечественника концептуалиста Ильи Кабакова, согласившегося нарисовать этикетку урожая винограда 2002 года.
Композиция Кабакова называется "Окно". Белоснежные крылья ангелов всех тысячелетий обнимают уходящий в бесконечность тоннель, указывая путь к свету. Этот полет, мечты о блаженстве художник придумал пять лет тому назад в серии рисунков "Дворец Проектов", изобразив ангела, сидящего за столом и размышляющего о том, как сделать себя лучше, правдивее, добрее.
Пабло Пикассо согласился проиллюстрировать высоко оцененное экспертами вино урожая 1973 года, которым барон Филипп особенно гордился. К несчастью, художник в тот год умер и не успел лично осуществить замысел. Однако дочь его Палома позволила использовать для этикетки одну из знаменитых акварельных вакханалий отца 1959 года.
Марк Шагал остался верен своим библейским персонажам. Он поместил их в воздушный мир, совсем рядом с миром людей. Ребенок, которому мать протянула большую виноградную гроздь, загляделся на ангелов. А пролетающий мимо дрозд решил склевать у зазевавшегося малыша янтарные ягоды.
В 1995 году Ротшильдам запретили в США демонстрировать этикетку, созданную для миллезима 1993 года Бальтусом. На рисунке изображена обнаженная спящая девочка-подросток, и баронессу Филиппину обвинили в распространении порнографии. Она считает упреки американских властей необоснованными, так как для любого художника обнаженная натура совершенно естественна. Однако вино урожая 1993 года поставляется в США без этикетки.
Чье же имя станет украшением миллезима 2003 года, дозревающего в бочках в знаменитых подвалах замка Мутон? Это пока секрет, который баронесса Филиппина де Ротшильд никому не раскрывает. Питерские журналисты напомнили родовитой гостье Эрмитажа о том, что это был год трехсотлетия Северной российской столицы. Баронесса в ответ загадочно рассмеялась...