"В некоторых транспортных вузах ситуация доходит до абсурда: они готовят больше юристов и экономистов, чем транспортников", - подчеркнул Г.Балыхин. Понятно, что вузы открывали эти специальности, чтобы выжить в сложные времена, когда образование серьезно недофинансировалось.
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко заявил на коллегии, что если "вуз использует популярные специальности как приманку для абитуриентов, то пусть делает это на свой страх и риск, без участия государства. Иначе получается нечестно".
На коллегии говорили о том, что нужно всеми способами стремиться восполнить нехватку нужных обществу специалистов. Отчасти помочь смогут целевой прием и возвратные субсидии на обучение. Закон по образовательному кредитованию сейчас готовится профильным комитетом Госдумы.
Заместитель отдела учебных заведений Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Суслов в принципе согласен с тем, что от непрофильных специальностей отраслевым вузам надо избавляться. Но делать это надо не резко, а постепенно. "Вообще этот вопрос не так прост, как может показаться, - сказал Ю.Суслов корреспонденту "РГ". - Специалистов морского права профильные юридические образовательные учреждения не выпускают. В Государственной морской академии им. адмирала Макарова их готовят на коммерческой основе, так что о нецелевом использовании бюджетных средств речь идти не может".
- Мы выступаем за сохранение специальностей общего профиля в наших отраслевых вузах и в том случае, если такой вуз является единственным техническим вузом на регион, - подчеркнул чиновник. - Например, Морской университет во Владивостоке - это единственный технический морской вуз на Дальнем Востоке. 60-80 человек в год, которых там набирают на непрофильные специальности, обеспечивают регион специалистами.
Ректор Московского технического университета инженеров гражданской авиации Владимир Воробьев не согласен с тем, что специальность "менеджмент" в его вузе непрофильная. "Только у нас готовят менеджеров авиакомпаний и аэропортов, это особая специальность. Более 70 процентов выпускников идет в гражданскую авиацию". А вот юристы, по мнению В.Воробьева, должны получать базовое образование, а потом идти на курсы повышения квалификации.
Можно предположить, что данное решение министерства образования и науки - отголоски давнего спора о переподчинении отраслевых вузов Рособразованию. Еще год назад было высказано мнение, что контролировать расход выделяемых вузам бюджетных средств будет удобнее, если все они будут "прописаны" по одному адресу - в Рособразовании. Однако в минтрансе считают, что передача их вузов обернется катастрофой.