В Налоговый кодекс будут внесены поправки

Сейчас Налоговый кодекс позволяет налоговым органам доначислять налоги, если будет доказано, что участники сделки взаимозависимы и цена сделки отличается от рыночной более, чем на 20 процентов. Установить законом все возможные изменения в условиях меняющихся экономических отношений эксперты считают невозможными. Однако для целей налогообложения взаимозависимыми признаются лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности. В соответствии со статьей 20 Налогового кодекса взаимозависимыми признаются компании, если доля участия одной из них в капитале другой превышает 20 процентов. Или же взаимосвязь определяется через суд. Минфин предлагает дать в Налоговом кодексе расширенное определение взаимозависимых компаний. Сейчас, например, не признаются взаимозависимыми компании, имеющие одного и того же владельца, так называемые сестринские. Отметим, что признание компаний взаимозависимыми не означает, что им будут автоматически доначислены налоги.

Кроме того, в поправках предлагается отказаться от установления коридоров по определению трансфертного ценообразования. Вместо этого будут учитывать минимальные и максимальные цены между участниками рынка. В каких-то случаях этот интервал будет меньше, в каких-то больше уже существующих 20 процентов.

Также в поправках определяется перечень документов и сведений, которые компании могут представить налоговикам для подтверждения соответствия цен товаров, применяемых в контролируемых сделках, уровню рыночных цен.

По мнению Сергея Шаталова, это станет дополнительной гарантией для налогоплательщиков. Если будут представлены документы, обосновывающие цену, то налоговые органы не смогут взыскать налоги в бесспорном порядке. Это можно будет сделать только через суд. Предприниматели, однако, считают, что ничего, кроме дополнительных хлопот, новая норма не принесет.

Заместитель председателя Комитета по налоговой политике РСПП Сергей Беляков заявил, что законопроект направлен против налогоплательщиков и вынуждает его нести дополнительные издержки. Эти меры не решат проблемы вывода из тени тех предприятий, которые действуют вне правового поля, и в результате дополнительные нагрузки лягут на добросовестных налогоплательщиков.

Предприниматели хотят других гарантий, а именно: возможности предварительно согласовывать цену сделки с налоговыми органами, чтобы избежать доначисления налогов. Но это предложение Сергей Шаталов считает преждевременным - уровень коррупции в России еще слишком высок.

За минимизацию налогов с помощью трансфертного ценообразования будут предусмотрены штрафы. Их суммы, скорее всего, не будут такими значительными, как в Великобритании, где взыскивается 100 процентов штрафа от сэкономленных налогов, или в Польше, где к сэкономленным штрафам применяется ставка налога на прибыль 50 процентов, сообщил Сергей Шаталов. Конкретные размеры штрафов названы не были.

Отметим, что контролировать предполагается только крупные сделки. По словам Сергея Шаталова, минфин считает целесообразным введение пороговой суммы сделки, ниже которой ее объем не котролируется с целью убедиться в рыночности цены и в случае нарушений доначислить налоги.

Ожидается, что поправки в НК будут приняты на осенней сессии Госдумы.

мнение

Борис ТИТОВ,

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ДЕЛОВАЯ РОССИЯ":

- Предлагаемые поправки в 20-ю и 40-ю статьи Налогового кодекса носят достаточно системный характер с точки зрения реконструкции проведения всей налоговой реформы. Однако они страдают той же самой болезнью, что и очень многие преобразования, осуществляемые нашим правительством в экономической сфере. Суть болезни заключается в том, что отсутствует инфраструктура рыночных отношений, позволяющая объективно, без каких-либо превышений полномочий, взяток и "наездов" со стороны официальных органов определять стоимость товара как базового для налогообложений. В том числе это касается и трансфертных сделок. К таким элементам инфраструктур в первую очередь относятся биржи, которые позволяют объективно, в рамках рыночного процесса определить эту трансфертную цену, необходимую для определения базы для налогообложения. Например, сейчас "Деловая Россия" участвует в формировании такой биржи, которая бы позволила торговать газом внутри страны и обеспечила "доступ к трубе" для всех независимых производителей газа. Это одна из форм, которая, на наш взгляд, может позволить устанавливать более-менее справедливую цену на энергоносители. Это нормальная международная практика, реальный рыночный механизм, который позволит избежать негативных факторов административного регулирования в экономике.

Между тем

Минфин предложил меры по усилению инвестиционной активности и поддержанию экономического роста.

Министерство финансов предлагает ряд мер по усилению инвестиционной активности и поддержанию экономического роста стоимостью 66 миллиардов рублей.

В частности, введение "инвестиционной премии" в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, части стоимости введенных в действие основных фондов (например, в размере 10 процентов их стоимости). Данная мера, при условии ее реализации, начиная с 2006 года обеспечит сохранение в распоряжении налогоплательщиков, обеспечивших ввод таких фондов, примерно 49 миллиардов рублей, увеличение с 30 до 50 процентов верхнего предела для уменьшения налоговой базы в 2006 году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы. Эта мера, при условии ее реализации, начиная с 2006 года обеспечит сохранение в распоряжении налогоплательщиков дополнительно еще около 15 миллиардов рублей. Совершенствование действующего порядка отнесения затрат на осуществление НИОКР, с целью стимулирования инновационной деятельности. В частности, начиная с 2006 года в состав расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций целесообразно относить в полной сумме затраты на осуществление НИОКР, не давших положительного результата. Кроме этого, с 3 до 2 лет может быть снижен срок, в течение которого относятся на расходы затраты на НИОКР. Эта мера приведет к недопоступлению в бюджеты примерно 2 миллиардов рублей, однако станет эффективным средством для стимулирования инновационной деятельности, отмечает минфин.

Суммарная стоимость предложений минфина составляет 66 миллиардов рублей. С тем чтобы не допустить потерь территориальных бюджетов, одновременно с осуществлением перечисленных мер может быть уменьшен размер ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет с соответствующим увеличением ставки, подлежащей зачислению в территориальные бюджеты. В более поздней перспективе (2007-2008 гг.) можно пойти на снижение общей ставки налога на прибыль организаций до 20 процентов. Прайм-ТАСС.