15.03.2005 02:00
Поделиться

НДС не вырастет, если власть не передумает

Острые дискуссии по поводу снижения ставки налога на добавленную стоимость, развернувшиеся накануне заседания правительственной комиссии по бюджету, которая состоялась 11 марта, можно было скорее отнести не столько к продолжению налоговой реформы, сколько к попыткам залатать экономические и социальные проблемы с помощью средств Стабилизационного фонда. Помимо выплат по внешним долгам и финансирования дефицита Пенсионного фонда средства Стабфонда уже решено (готовится проект Указа. - Прим. авт.) направить на повышение денежного довольствия всем военнослужащим и приравненным к ним лицам в размере одного оклада, который будет выплачиваться ежемесячно.

Одновременно будут повышены пенсии военным на 240 рублей, а с 1 июля и зарплата судей на 80 процентов.

По прогнозам минэкономразвития, к концу текущего года сумма превышения "несгораемого" остатка в 500 миллиардов рублей составит порядка 460 миллиардов рублей. За эти деньги сегодня развернулась куда большая борьба, чем в конце прошлого года, когда различные фракции и коалиции пытались делить сверхсредства Стабфонда. Монетизация льгот оказалась проведена по принципу - "хотели как лучше, а получилось как всегда". Теперь идет реформа жилищно-коммунального хозяйства, которая может выплеснуть на улицы еще большие толпы граждан. Не преодолено снижение темпов экономического роста, чреватого падением уровня жизни, что заставляет власти изыскивать любые источники средств пополнения федерального бюджета с тем, чтобы иметь впоследствии возможность финансировать расходные статьи бюджета. Время сейчас казалось всем как нельзя для этого подходящее - минфин занят версткой очередного проекта бюджета. И поэтому сегодня наиболее удачный момент для вписания в главный финансовый документ страны соответствующих статей доходов и расходов. А расход вписать предполагали один и, пожалуй, главный - окончание налоговой реформы, которая должна облегчить бремя налогоплательщиков-юрлиц. Для этого радикально настроенные чиновники предложили снизить ставку НДС сразу на 5 процентов до 13 процентов. Доходы федеральной казны от этого "ноу-хау" должны снизится где-то на 300 миллиардов рублей, а компенсировать их было предложено средствами Стабфонда.

Отметим, что минфин всегда выступал категорически против такого подхода. Причина этого понятна - главное финансовое ведомство страны должно обеспечивать финансовую стабильность государства и как главный бухгалтер любыми способами держать деньги в своих руках. Более того, минфин опирается в своих расчетах на исследования, в том числе и зарубежных аналитиков, которые занимаются анализом рынка нефти. Они, в частности, считают, что с 2006 года начнется плавное снижение цен на нефть. Как только это произойдет, то доходы федерального бюджета будут сокращаться пропорционально ценам на энергоносители. Достаточно ярким примером может послужить год прошедший, в котором, несмотря на успешно проводимую налоговую реформу, доходы бюджета резко увеличились. Но не из-за реформы, а благодаря высоким ценам на нефть, газ и другие экспортные сырьевые товары. Помимо этого было изменено налогообложение всей нефтяной отрасли как за счет налога на добычу полезных ископаемых, так и за счет возросшего экспорта (прирост в 15 процентов по сравнению с 2003 годом. - Прим. авт.).

Но, что странно, в последнее время и другие ведомства, прежде предлагающие потратить эти средства, стали помалкивать. Более того, главный по должности растратчик Герман Греф, так как именно его ведомство должно отстаивать любыми путями интересы бизнеса, решил встать на сторону финансистов. Бюджетные потери в 300 миллиардов от снижения НДС слишком высоки, считают в ведомстве Грефа. Поэтому сегодня необходимо бороться за улучшение администрирования, а как только этого удастся добиться, тогда-то и можно поговорить о снижении ставки этого налога. Но говорить надо не о 13, а о 16 процентах, считает Г. Греф, так как нейтральный для бизнеса налог приведет к неустойчивости бюджета, как только упадут цены на нефть. Тем более что в нынешних условиях найти замещение выпадающих из казны доходов, кроме как от высокой цены на нефть, пока не удается. При этом, отмечают как в минфине, так и в минэкономразвития, НДС традиционно считается самым простым экономическим и легкособираемым налогом.

Может, из-за этих причин, пожалуй, впервые за последний десяток лет главным финансистом составления бюджета станет не министр финансов, а сам премьер, который, получив расчеты и основные цифры, совместно с комиссией при правительстве займется пересчетом расходных и доходных статей. Лобби снижения ставки НДС от правительства, похоже, проиграли. Ставка налога на добавленную стоимость в ближайшие три года снижаться не будет, такое решение было принято на заседании правительственной комиссии по бюджету под председательством премьер-министра Михаила Фрадкова.

Наша справка

Предложения вместо НДС вернуть налог с продаж, дабы покрыть потери бюджета, даже навскидку кажутся нереалистичными. НДС формирует 40 процентов дохода федерального бюджета. Налог с продаж в 2003 году (с 2004 года он был отменен. - Прим. авт.) составлял примерно 64 миллиарда рублей. Невооруженным взглядом видно, что эти цифры сильно разнятся. Так что пока все предложения о столь радикальном снижении ставки налога говорят, скорее всего, о провозглашении каких-либо очередных популистских мер, нежели о реальных шагах по улучшению экономического климата. При этом нельзя не отметить, что оба налога являются не налогами на бизнес, а налогами на потребителей. Снижение ставки НДС, которую предприниматели изначально закладывают в цену товара, за который расплачиваются рядовые граждане, не снизит цену на товары и услуги. Наверное, поэтому-то представители бизнеса и не высказывают особой радости от этого шага правительства, продолжая настаивать на снижение ставок других, действительно вредных для них налогов - на прибыль и ЕСН.