Новости

15.03.2005 02:50
Рубрика: Экономика

Клондайк потребления

Инвестиции в торговлю не менее привлекательны, чем в ТЭК или золотодобычу

По экспертным оценкам, предприятия розничной торговли, общепита и бытового обслуживания заняли первые места в числе наиболее прибыльных подотраслей отечественной экономики, конкурируя лишь с трубопроводным транспортом, газовой промышленностью и связью.

За 2004 год реальные располагаемые доходы населения увеличились на 7,8 процента, а оборот розничной торговли на 12,1. По словам руководителя департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрея Клепача, "можно сделать вывод, что экономика стала более потребительски ориентированной".

Комитет Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка, детально проанализировав накопленную информацию, сделал вывод, что с 2002 года отрасль "Торговля" стала лидером по привлечению иностранных инвестиций, обогнав "Промышленность". Это, по существу, опровергает мнение о том, что иностранцев интересует в России прежде всего ТЭК. Правда, следует отметить, что помимо розничной торговли сюда следует отнести также предприятия общественного питания и бытового обслуживания.

В этой активно растущей отрасли занято 11 миллионов человек. При этом важно, что уровень износа основных фондов не превышает 30 процентов, что выгодно отличается от состояния всей экономики в целом, где аналогичный показатель на 20 процентов больше. Очень высок уровень нового строительства, оцениваемый в 70-75 процентов вводимых торговых площадей. В последние годы предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг производят 20-23 процента ВВП России по сравнению с 12-15 процентами в топливно-энергетическом комплексе.

Стремительный рост товарооборота, по мнению аналитиков, отражает увеличение потребления и рост личных доходов граждан. Так, "Тройка-Диалог" считает, что сейчас частное потребление почти на 20 процентов превышает уровень последних лет советской эпохи. Подобные оценки, на первый взгляд, противоречат официальным данным, по которым реальные располагаемые доходы в 2003 году все еще были на 13,4 процента ниже, чем в 1990-м. Но это на первый взгляд. Ведь по разным сведениям, от 30 до 50 процентов доходов населения не учитываются официально, скрываются в так называемых "серых схемах". Кроме того, в СССР накопления зачастую бывали вынужденными, их не на что было тратить из-за тотального дефицита товаров.

В докладе комитета ТПП РФ с 2000 года происходят позитивные изменения в структуре потребления. Повысились стандарты питания, в частности увеличились объемы мяса, молока, фруктов, ягод, потеснив в рационе картофель, хотя по среднедушевому потреблению того же мяса дореформенный уровень, конечно же, не достигнут.

Стабилизировалась, а затем стала снижаться доля расходов на товары первой необходимости, например, доля хлеба и хлебопродуктов сократилась с 8,6 до 7,1 процента. В непродовольственном секторе покупательский спрос в 2002 году фокусировался на приобретении одежды и обуви, тогда как сейчас повышенный интерес проявляется к "средствам передвижения", бытовой электронике, предметам для отдыха и развлечений.

Эксперты и аналитики рассматривают 1,8 триллиона рублей депозитов населения в банках как огромный отложенный опрос. Индекс потребительских настроений свидетельствует, что неудовлетворенных покупателей больше, чем удовлетворенных. По отдельным оценкам самих участников рынка, розничная торговля удовлетворяет пока только 75 процентов спроса.

В то же время примерно 70 процентов населения не имеют накоплений в банках. По данным госстатистики, на долю 10 процентов наиболее обеспеченных приходится 30 процентов общей суммы доходов, а 20 процентов получают почти половину от всех доходов сограждан.

Все большее количество россиян готовы платить дороже за гарантированное качество товаров и услуг, за более широкий ассортимент выбора, за удобство самого процесса покупки. Наиболее оптимальным путем создания таких условий является формирование торговых сетей, преимущества которых очевидны: консолидация закупок позволяет получать серьезные внешние скидки, а централизация контрольно-управленческих функций ведет к серьезному снижению внутренних издержек. Неудивительно, что стремительно растут обороты сетей.

В Москве, например, их доля в розничном товарообороте с 1999-го по 2002 год выросла с 0,2 до 24 процентов, практически в 100 раз. По оценкам ряда аналитиков, в ближайшие 3 года доля сетей может составить до 60 процентов оборота. Достоинства сетевой организации быстро осваивают и другие секторы, например, сети салонов мобильной связи, аптек, зубоврачебных и медицинских клиник, мебельных магазинов. Широкий рост сетей отмечен и в общепите, как в секторе ресторанов, так и фаст-фуда. Этому способствует постепенное проникновение в Россию франчайзинга, который является наиболее перспективным способом экспансии, особенно в регионы.

Потребительские рынки двух российских столиц все ближе подходят к уровню насыщения и активной конкуренции за покупателя и клиента. Поэтому интересы крупных игроков начинают активно перемещаться в регионы, где растет покупательная способность населения, более низкий уровень конкуренции, в том числе и со стороны иностранных сетей, а также имеется достаточный выбор торговых площадей и свободных площадок под строительство.

Наличие и приход новых иностранных операторов, конечно, обостряет конкуренцию на потребительском рынке, однако это несет и важные позитивные импульсы, поскольку в результате конкуренции снижаются розничные цены, повышается уровень обслуживания, расширяется ассортимент товаров и услуг, растет уровень технологических процессов.

В 2004 году уже во второй раз Россия заняла 1-е место в ежегодном индексе розничной торговли, составляемом международной консалтинговой компанией А.Т. Kearny. Этот индекс отражает инвестиционную привлекательность розничной торговли 30 стран с развивающейся экономикой. Оцениваются такие факторы, как экономическая и политическая стабильность, темпы роста ВВП и насыщенность торговыми площадями.

Ежегодные темпы роста розничной торговли в России гораздо привлекательнее, чем в странах Центральной и Восточной Европы. Освоение рынков этих стран в основном завершено, и база роста отличается от российской, именно поэтому Польша, Венгрия и Чехия опустились в рейтинге А.Т. Kearny на последние позиции.

России удалось удержать лидерство в рейтинге потому, что ситуация в стране стабильна, доходы населения и объемы розничной торговли растут, а развивающиеся региональные рынки все еще не насыщены. Высокой динамике отрасли способствует также то, что развитие инфраструктуры торговли попросту не успевает за ростом спроса. По обобщенным оценкам участников рынка, сегодня удовлетворяется только 70-75 процентов платежеспособного спроса, а действующие торговые предприятия именно в силу этого получают высокую норму прибыли (от 25-30 до 50-100 процентов), что привлекает в этот сектор все новых участников.

Оценка отдельных сегментов рынка, в которых сформировались и работают торговые сети, свидетельствует, что им есть за что бороться, убеждены в комитете ТПП РФ. И если в Москве, допустим, сегмент бытовой техники и электроники по существу уже полностью сложился, то в сегменте продовольственного ритейла и в столице, и в регионах все еще идет фаза экстенсивного развития. По оценкам экспертов, в предстоящие 2-3 года только отечественными сетями будет вложено в свое развитие примерно 3 миллиарда долларов. Строительство одного квадратного метра современного торгового центра обходится в 800-1000 долларов, т. е. создание крупного гипермаркета будет обходиться инвестору в 30-40 миллионов долларов.

Рентабельность строительства торговой недвижимости в России гораздо выше, чем в странах ЦВЕ. Поэтому понятны гигантские объемы ввода площадей, например, в Москве, превышающие 400 тыс. кв. м в год. В Санкт-Петербурге в 2003 году введено 380 тыс. кв. м, а на 2004 год предусматривалось удвоение этой цифры.

Эксперты оценивают степень развития потребительского рынка других городов и регионов, отталкиваясь от современного уровня, достигнутого Москвой. По общему мнению считается, что Санкт-Петербург отстает от столицы на 1-2 года, а крупные региональные центры - на 3-4 года. Тем не менее окупаемость современных торговых центров в Москве оценивается в 3-5 лет, а на региональных рынках, особенно там, где нет пока конкуренции, в 1,5-2 года.

- Государство, на мой взгляд, совершенно напрасно полностью отстранилось от положения дел на потребительском рынке, если учесть весомость вклада этого сектора в ВВП, его роль в ликвидации бедности, - говорит председатель комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов. - Достоверной и исчерпывающей информации о том, где, что, сколько и почем продается и производится, нет. Между тем мировой опыт сложившихся обществ потребления свидетельствует о необходимости владеть ситуацией, особенно в переходный период. Помимо всего прочего именно потребительский рынок зачастую оказывается движителем прогресса во всех отраслях экономики, побуждая их производить конкурентоспособную продукцию.