Снова поведу разговор о ВИЧ-инфицированных. Есть тому, на мой взгляд, очень важные причины. Стало уже "общим местом" говорить о том, что ВИЧ/СПИД - величайшая проблема в области здравоохранения, стоящая перед всем миром. За последние двадцать лет пандемия унесла жизни 24 миллионов человек. Сейчас почти 40 миллионов землян инфицированы ВИЧ.
Эта напасть разрушает семьи, подрывает экономическую жизнеспособность стран. И Россия тут не исключение: у нас только зарегистрированных ВИЧ-носителей более 300 тысяч. Причем 80 процентов среди них люди от 15 до 30 лет, почти 13 тысяч ребятишек - до 14 лет. Один прошлый год принес нам 35 тысяч новых случаев заражения. Да, это на пять тысяч меньше, чем в году 2003-м. Но все равно очень, очень много, тем более если учесть, что ВИЧ охватил все субъекты Федерации, а показатель числа инфицированных на 100 тысяч населения вырос со 121 в 2001 году до 200 в 2004-м.
Более 15 лет назад мы создали сеть центров по профилактике и борьбе со СПИДом, у нас 1200 специализированных лабораторий и кабинетов анонимного обследования. Это позволяет отслеживать ситуацию, оперативно на нее реагировать, принимать необходимые меры. Каждый год за счет федерального и регионального бюджетов проводятся 22 миллиона обследований на ВИЧ. С 1997 года в России приняты четыре программы "Анти-ВИЧ/CПИД". Отрадный факт. Но... Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы была профинансирована на 42 процента. В 1996-1997 годах программа вовсе не финансировалась. В 1998 году финансирование началось: тогда из федерального бюджета на реализацию программы по статье "Прочие нужды" было выделено два миллиона рублей, что составило менее 6 процентов от предусмотренных средств по программе на тот год. В 1999 году процент финансирования возрос до 18 процентов, в 2000-м - до 20,7 процента от предусмотренного финансирования. В связи с подготовкой новой программы на 2002-2006 годы финансирование из средств федерального бюджета составило 122, 963 миллиона рублей.
Не случайно утомляю вас цифрами. Финансирование по-прежнему не дает возможности настоящего лечения всех страдальцев. Оно свидетельствует о том, что общество по сей день всерьез не озабочено спидовской проблемой. Не озабочены мы всерьез и тем, что происходит вокруг этого недуга, точнее, вокруг ВИЧ-инфицированных. Я однажды уже писал о митинге ВИЧ-инфицированных на Горбатом мосту в Москве, когда они выступали с антиправительственными лозунгами. А это очень тревожный сигнал, сигнал о том, что набирает силу процесс использования ВИЧ-инфицированных в тех или иных корыстных целях.
Виноваты в этом сами больные, а потому ату их? Остановитесь! Вспомним, что мы - цивилизованные люди
27 февраля в Карачарово, что в Тверской области, прошла "Национальная конференция людей, живущих с ВИЧ/СПИДом". Спросите, что в этом особенного? Скажем, люди, страдающие диабетом, тоже объединяются, тоже проводят свои мероприятия. Однако по-доброму, во имя улучшения качества жизни, во имя помощи друг другу. Объединения ВИЧ-инфицированных нередко носят иной характер, характер противостояния всему и всем. Тому можно найти объяснения. ВИЧ, СПИД не принято афишировать. Скорее, напротив. Сифилис или гонорею тоже стараются скрывать? Правильно! Но сифилис и гонорея успешно и быстро излечиваются. От ВИЧ, от СПИДа лекарств нет нигде в мире. Зато в мире сплошь и рядом эти страдальцы становятся изгоями. Нет-нет да и раздаются требования создания для них особых резерваций, полной изоляции. Задумайтесь, каково ВИЧ-инфицированному обитать среди нас? Не всякий работодатель готов предоставить ему службу. Не всякий родитель станет молчать, если в классе, где учится его чадо, за соседней партой сидит ВИЧ-инфицированный. Не срабатывают никакие доводы специалистов, что такое соседство безопасно. От ВИЧ-инфицированного бегут как от прокаженного. Озлобленность против всех и вся, недовольство всем и вся - обычная ситуация в среде ВИЧ-инфицированных. И эту озлобленность некоторые силы стараются использовать в своих целях.
Нет ничего более безнравственного, нежели спекуляция на несчастье человека, на его недуге. В последнее время стало модным апеллировать к библейским заповедям. Так вот они как раз предостерегают нас от подобных деяний. Не ВИЧ-инфицированных надо настраивать против общества, готовить их к борьбе неизвестно за что и против кого. Задача цивилизованного общества изжить агрессивность по отношению к этим людям, помочь им обрести лад среди нас, направить все их усилия на преодоление недуга. С ними сложно находить общий язык? Они нас не слышат? Они не хотят лечиться? Почувствовав малейшее облегчение от принимаемых препаратов, они перестают их принимать? Некоторые спешат вернуться к наркошприцу, некоторые снова выходят на панель? Да, как это ни прискорбно, у ВИЧ-инфицированных, у больных СПИДом нередко нет приверженности лечению. Даже если бы произошло чудо (лекарства против этих недугов стали доступны всем нуждающимся), они, лекарства, не были бы по-настоящему востребованы. В Алтайском крае, например, лишь половина ВИЧ-инфицированных идут на контакт с медицинскими работниками, стараются по-настоящему лечиться. И не только в Алтайском крае. Виноваты в этом сами больные, а потому ату их? Остановитесь! Вспомним, что мы - цивилизованные люди, а это предполагает милосердие, милость к чужим страданиям. Они ждут нашей помощи.
Первого марта в нашей федеральной службе прошел "круглый стол", на который собрались несколько человек из тех, кто участвовал в карачаровской конференции. Они рассказали о результатах экспресс-опроса, который был проведен во время конференции. Не стану приводить все полученные данные. Для меня важно, что 80 процентов опрошенных готовы помогать товарищам по несчастью. На конференции была принята резолюция, о которой надо сказать особо. Потому позволю себе цитирование. Вчитайтесь: "Мы вынуждены констатировать, что многие проблемы людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, остаются нерешенными. Мы нуждаемся в улучшении качества нашей жизни и готовы активно работать для изменения ситуации". Далее в резолюции перечислены наиболее актуальные вопросы, волнующие их. Это и недоступность качественной медицинской помощи, и дискриминация больных, и неприспособленность существующей системы защиты прав к реальным потребностям людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, игнорирование проблем этих страдальцев, недостаточное финансирование программ, направленных на улучшение качества их жизни. Нет у ВИЧ-позитивного сообщества возможности влиять на планирование и реализацию программ в области ВИЧ/СПИДа, нет и возможности свободного планирования семьи. Эти люди обеспокоены тем, что нет программ по поддержке духовного здоровья и реабилитации после постановки диагноза "ВИЧ-инфекция".
Не скрою, мартовский "круглый стол" был с острыми углами. Но он еще раз показал: попавшие в спидовскую беду ищут понимания, сочувствия, помощи. Они хотят быть услышанными. Не на митингах и сходках. Они жаждут достойной жизни. Они сделали шаг нам навстречу, и мы просто обязаны сделать шаг навстречу им.