Каникулы вместо сессии
Российская газета | Елена Николаевна, на основании чего по закону у вуза возможно изъять лицензию?
Елена Геворкян | Только в случае нарушения лицензионных нормативов: несоответствия санитарным нормам, требованиям пожарной безопасности или если не хватает преподавателей. А вот если вуз некачественно учит, то мы можем только лишить его государственной аккредитации. То есть государственные дипломы он выдавать уже не будет иметь права, а учить - пожалуйста.
За границей любое нарушение закона означает прекращение образовательной деятельности. А у нас же - только в случае несоблюдения вузом лицензионных нормативов
Сейчас обсуждается вопрос об изменении законодательства. Мы предлагаем внести такую поправку: "Лицензия может быть изъята или действие ее приостановлено не только при нарушении лицензионных требований, но и при нарушении законодательства в области образования". За границей, между прочим, только так и поступают.
Многие эксперты говорят, что при этом пострадают студенты. Но своей добротой мы потакаем некачественному образованию. Человек выходит из вуза с дипломом, который нигде не признают. Социальная защита в том, чтобы предупредить студента: ты можешь здесь остаться и получится фантик вместо диплома, но не знания.
РГ | Что случилось в Самаре? Это ведь один из самых передовых регионов в образовании, участвует во всех экспериментах, и вдруг - такой провал.
Геворкян | Мы надеялись, что в Самаре ситуация будет лучше, чем в Ставрополе. Но надежды не оправдались. У Рособрнадзора претензии примерно к половине образовательных учреждений Самарской области. Серьезные нарушения у восьми вузов. В шести из них приостановлено действие лицензий на полгода: отсутствует заключение санитарно-эпидемиологической службы и пожарного надзора. Сумеют ликвидировать недостатки быстрее - пожалуйста. А студентам пока придется отправиться на каникулы.
РГ | Каникулы в разгар семестра? Как же они сдадут экзамены?
Геворкян | Если это заочный филиал, то студенты могут сдавать зачеты и сессии в базовом вузе. Хуже, если это вуз, и студентов передать некуда. Значит, придется менять график учебного процесса. Приятного мало: ребятам придется отдыхать сейчас, а доучиваться и сдавать экзамены ближе к осени.
РГ | Студент - заложник обстоятельств?
Геворкян | У него есть два пути. Он может перейти в другой вуз, или, если его устраивает качество преподавания в "родном" учебном заведении, ждать.
РГ | Если решит перейти, вы поможете?
Геворкян | Конечно. Как правило, проблем с переводом студентов в другой вуз нет: если там не хватает мест, мы можем добавить. Это крайний вариант, но ради студентов мы готовы и на него.
РГ | Серьезная проблема для многих вузов сегодня - кадры.
Геворкян | Именно нехватка квалифицированных, "остепененных" преподавателей - причина, по которой получили замечания Сызранский филиал Самарской государственной экономической академии и Тольяттинский филиал института коммерции и права. Мы даем им возможность до первого июня исправить этот недостаток, в противном случае на лето приостанавливаем действие лицензии.
РГ | Как решить проблему?
Геворкян | Выход один - оптимизация сети филиалов. Причем делать это вуз должен сам, оставляя те филиалы, которые он в состоянии обслуживать в полном объеме своими силами. Где взять преподавателей на сорок филиалов? В поселке или маленьком городе по большому счету есть только преподаватели техникумов и ПТУ. Вузовские педагоги просто не доедут до этого города. Филиалы в большинстве своем - заочные. Надо собрать все преподавательские силы, выбрать удобное место, до которого смогут доехать и профессора, и студенты, и там организовывать филиал.
Родил "дочку" - воспитывай
РГ | Всегда ли руководство вуза принимает ваши претензии? До суда дело доходило?
Геворкян | К счастью, судебных исков у нас в практике единицы. На моей памяти через суд изымали лицензию у МАМАРМЕН (Международная академия маркетинга и менеджмента). Суд признал, что вуз предоставил нам недостоверные документы. Процесс длился два года, лицензию в результате изъяли. Сейчас этот вуз снова подал документы на лицензирование, но по меньшему перечню образовательных программ и с меньшим контингентом. В ближайшее время будем решать вопрос.
Часто бывает так: к нам приходит ректор и уверяет, что в филиале вуза все в порядке. Приходится открывать глаза руководителю, что на самом деле там происходит.
РГ | То есть ректоры не следят за филиалами?
Геворкян | Когда в вузе больше четырех филиалов, ректор просто не в состоянии отслеживать все. А потом получаются вот такие ситуации: директор регионального филиала хочет подать документы на лицензирование, но заявляет об этом позже установленного срока. Я предлагаю ему подождать до сентября, а оказывается, филиал уже вовсю ведет образовательную деятельность. Это вопиющее нарушение правил. Рособрнадзор не в состоянии контролировать все филиалы. Каждый должен отвечать за себя сам. Как говорится, родил "дочку" - воспитывай.
РГ | Многих устраивает именно такая ситуация: заплатил деньги, сделал вид, что поучился, и получил "корочку".
Геворкян | Пожалуйста. Но дело в том, что работодатель сегодня четко отслеживает, из какого вуза он берет специалиста. И если в регионах спросить разные фирмы, откуда они в первую очередь возьмут сотрудников, назовут в лучшем случае 8-10 вузов, а если честно, то вообще один-два.
Половина - в минусе?
РГ | Елена Николаевна, сейчас проверки идут только по наиболее популярным специальностям - экономика, менеджмент. А как быть с медиками и педагогами? Ведь неквалифицированный медик - это реальная угроза здоровью человека.
Геворкян | Медицинские и педагогические вузы проходят у нас плановую аттестацию и аккредитацию раз в пять лет. Каждый год - итоговая аттестация выпускников. У медиков уже несколько лет работает система тестирования студентов.
РГ | А по популярным и востребованным нынче математике и IT-технологиям тоже разрабатываете тесты?
Геворкян | Боюсь, этот вид проверки здесь будет не очень действенным. Нужно привлечь работодателей. Они должны сказать, какого специалиста хотят получить, и сумел ли вуз как следует его подготовить. Когда они говорят, что студента подготовили не так, и он чего-то не знает, по системе идет обратная связь. Так сказать, флажок падает именно в том месте, где нужно что-либо усовершенствовать.
РГ | Учредителем большинства вузов сегодня выступает Федеральное агентство по образованию. Есть ли у вас какие-либо совместные проекты по оценке качества?
Геворкян | У нас есть идея обсудить вопросы оптимизации сети филиалов вместе с Рособразованием. И поговорить о порядке открытия самих филиалов. Сегодня Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в случае открытия филиала ставится перед фактом: должны его пролицензировать. Но мы можем и даже обязаны его не лицензировать, пока все условия не будут выполнены. А филиал уже начал финансово-хозяйственную деятельность, это уже субъект хозяйствования. Ликвидировать юридическое лицо очень сложно.
Так зачем тратить деньги сначала на создание вуза, а потом на его ликвидацию? Сейчас филиалы открываются на основании решения ученого совета, согласования с органами исполнительной власти региона и технико-экономического обоснования, которое обсуждается в агентстве. Рособрнадзор в этом не участвует. А надо бы. Мы работаем под началом единого министерства и должны, на наш взгляд, делать это вместе.
РГ | Какой регион - следующий в списке внеплановых проверок?
Геворкян | Уже сейчас мы начали работу в Тюменской области. Результаты будут к июню. Если выяснится, что и там большинство вузов не дотягивает, то, как это ни печально, можно будет говорить о тенденции, о том, какая часть российских вузов не соответствует требованиям.