Наши корреспонденты попытались обобщить уже накопленный опыт, а также выяснить, как идет подготовка к «экспериментальным экзаменам» нынешнего года.
Третья попытка
Выпускные экзамены 2005 года для 23 тысяч одиннадцатиклассников области станут еще одним этапом экспериментальной отработки ЕГЭ. Третий год подряд выпускники области участвуют в этом забеге.
На уроках многих учителей-предметников стали заметны изменения в подаче новых тем. Российской школе более привычна репродуктивная система обучения: учитель рассказал тему, ученик повторил ее дома и воспроизвел на следующем уроке. А сегодня ребят учат думать, размышлять, самим искать вывод, а не пользоваться готовым ответом. По словам директора воронежского лицея при педуниверситете Олега Япрынцева, работа по-новому увлекла всех. Учителя с удовольствием сами составляют к урокам информационные тесты к размышлению. Грядущие экзамены должны показать, как отзовется новизна в обучении.
А если вспомнить, как прошли испытания в форме ЕГЭ в прошлой летней школьной сессии, то надо обязательно сказать о результатах обязательного для всех экзамена по математике. Высший балл заслужили 17 из 148 «стобалльников» России – это отличный результат. Нынче математика, по просьбам школьников и их родителей, перестала быть обязательным предметом, ее можно либо сдавать в форме ЕГЭ, либо не сдавать – по выбору, как и все остальные семь предметов. Но, по мнению заместителя начальника главного управления по образованию Анатолия Зайцева, выгоднее для выпускников, готовящихся к продолжению учебы, сдать ЕГЭ именно в школе прежде всего по русскому языку, да и по остальным предметам, включенным в перечень вступительных экзаменов выбранных вузов. В прошлом году «великий и могучий» по новой системе уже стали сдавать массово, и из 14366 человек на «пять» выдержали единый экзамен 1277 выпускников, а двое из них получили по сто баллов. Значит, ЕГЭ действительно не так страшен, как его малевали три года назад.
Все большее число вузов – не только государственных, но и негосударственных - готовы принимать абитуриентов с оценками, полученными на единых экзаменах. По очной форме обучения в прошлом году государственные вузы выделили для «егэшников» 5513 бюджетных мест по 179 специальностям. Принято 4375 студентов, то есть 63 процента от общего числа.
Летом, после июньской школьной сессии, начнут прием абитуриентов по результатам ЕГЭ девять вузов области. Подтвердили, что станут учитывать оценки также 24 техникума-колледжа. Все это говорит о растущем доверии к новой форме экзаменовки, при которой исключили, по словам многих учителей, очковтирательство и возможность «порадеть родному человечку». Больше возможностей получили при поступлении в вузы на бюджетные места сельские выпускники.
Но шероховатости все же есть. В первую очередь, это касается неточно или неверно сформулированных вопросов. К примеру, на вопрос такого содержания: почему по телевидению снимают фильмы с показом насилия, ребята, не понимая сути, начинают пересказывать содержание сериала «Бригада». Их, увы, не научили мыслить и делать обобщения, выходящие за рамки темы. Недовольны преподаватели и тем, что идет излишняя перестраховка, из-за которой выпускники лишены права сдавать экзамены в своей родной школе. Это многих нервирует. Учитывая, что абсолютное большинство ребят чем-нибудь да болеют, добавочная стрессовая ситуация им вовсе ни к чему. Беспокоит учителей и складывающаяся практика оценки работ комиссией, утвержденной главным управлением образования. По их словам, в прошлом году экзаменаторы почти прекратили сверять в спорных работах свое мнение с оценкой коллег, решают единолично и, возможно, субъективно. По прогнозу, с 2006 года единый госэкзамен перестанет быть экспериментальным. На эту форму испытаний перейдут все школы страны. Опыт первых тем и ценен, что еще не поздно исправить ошибки.
На равных
Как сообщила начальник Тамбовского областного управления образования Наталья Астафьева, в нынешнем году почти 11, 5 тысячам выпускников одиннадцатых классов предстоит сдавать единый государственный экзамен по русскому языку, литературе, математике, химии, биологии, географии.
В области формирована государственная экзаменационная комиссия, началась подготовка учителей и учеников к освоению технологии проведения ЕГЭ. Рассмотрены также возможности участия в эксперименте высших учебных заведений, формируются транспортные схемы для доставки выпускников в пункты проведения экзамена.
В прошлом году тамбовские школьники уже сдавали экзамены по новой системе. И каковы же результаты?
– Они, в общем-то, совпадают со средним баллом, полученным учеником в течение учебного года, – рассказывает преподаватель тамбовской общеобразовательной школы № 2 Татьяна Михайловна Шмелькова. – То есть единый госэкзамен подтверждает реальные знания ученика. Но, на мой взгляд, технология его проведения дает наиболее объективный, чистый результат. Если, скажем, у кого-то есть любимчик в классе, то у преподавателя попросту нет возможности помочь ему на экзамене даже из благих побуждений…
Одновременно с переходом школ к единому госэкзамену, в Тамбовской области за последние четыре года растут затраты на образование в консолидированном бюджете области – с 22,8 до 26,7 процента. В прошлом году введено в эксплуатацию семь школ на 944 ученических места, освоено более 100 миллионов рублей. С начала нынешнего года на Тамбовщине введено нормативное финансирование общеобразовательных школ. Это должно оптимизировать структуру системы образования и повысить эффективность расходов. Для этих целей из федерального бюджета привлечено дополнительно более 43 миллионов рублей, и теперь компьютеризация тамбовских школ достигла федерального норматива. Единая система образования, иначе говоря, создание общей для всех школ информационной среды, в том числе и для сельских, естественным образом сочетается с переходом к единому госэкзамену. И особенно важно, что доступ к ЕГЭ ставит выпускника сельской школы в равные условия с выпускником, скажем, тамбовской общеобразовательной школы. Единый экзамен един для всех.
Автобус – к подъезду
Пробный единый государственный экзамен по русскому языку будут сдавать 22 апреля. По установленным правилам, он будет проходить не в родной школе выпускников, а в специальных пунктах проведения экзаменов, расположенных в городах и районах области. Таких пунктов – более 100. Если в прошлом году сельским ребятам из глубинки добираться до них было проблематично из-за недостатка транспорта, то в нынешнем году уже такой проблемы нет.
– Федеральный центр выделил Белгородской области 75 автобусов. Они выкрашены в желтый цвет и на них написано «Школьный». Такие автобусы получили администрации районов. И уже на пробном экзамене по математике, который проходил в марте нынешнего года, проблем с доставкой сельских школьников в пункты проведения экзаменов не было, – рассказывает руководитель регионального центра обработки информации Ирина Павлиди. – Главная цель пробного экзамена – отработать технологию, проверить каналы связи… Словом, чтобы во время июньских государственных экзаменов не было форс-мажорных обстоятельств. И, конечно же, – подготовить выпускников. Для них – это генеральная репетиция не только в проверке знаний, но и в правильном заполнении всех экзаменационных бланков.
– Пробный экзамен призван помочь школьникам психологически подготовится к предстоящему июньскому государственному экзамену, – говорит психолог лицея номер девять Анна Трунова. – На предыдущих испытаниях я проверяла эмоциональное состояние детей методом шкалирования. И результаты таковы: старшеклассники мало тревожились. В большинстве своем они относились к экзамену как к очередной игре. Родители и педагоги волновались гораздо больше.
В пунктах проведения единых государственных экзаменов родителям и учителям, которые преподают в выпускных классах, находиться запрещено. Более того, старшеклассники будут писать работу среди незнакомых сверстников и педагогов. Компьютер определит, кому и в какой аудитории сдавать пробный экзамен. Бланки с ответами на вопросы тестов поступят в региональный центр обработки информации, а затем в Москву. Через неделю после репетиционного испытания в школы области начнут поступать протоколы сдачи пробного единого государственного экзамена по русскому языку.
По-русски
Курская область решила, что в нынешнем году будет сдавать единый госэкзамен только по русскому языку. Математику она сдавала в прошлый раз, так что хватит пока…
Ну, а если серьезно говорить, то ситуация с участием области во всероссийском образовательном эксперименте, по свидетельству первого заместителя председателя комитета образования области Владимира Ноздрачева, выглядит следующим образом. Для начала эксперимент был распространен на 6,5 тысячи выпускников, то есть ровно на половину от общего их количества. Участвовали в нем школы четырех городов (Курск, Железногорск, Курчатов и Льгов) и четырех прилегающих к Курску районов. ЕГЭ по математике был обязательным, а еще по пяти предметам – на выбор.
В нынешнем году единый госэкзамен будет сдавать вся область. При этом – только русский язык. «Математику попробовали, – говорит Владимир Викторович, – русский попробуем, а там, скорее всего, оба эти предмета и сделаем обязательными для ЕГЭ». А вот «на выбор» в нынешнем году уже ничего не будет. Слишком это хлопотно и накладно. Подготовка единого госэкзамена по каждому предмету требует немалых сил и трат, а, например, географию в прошлом году пожелали сдавать всего-навсего 19 человек. За русский язык «проголосовало» 600 выпускников, то есть наибольшее количество добровольцев, – вот этот предмет и перешел в разряд обязательных.
Как курские выпускники справляются с непривычной для них формой экзамена? Не хуже, чем вся Россия, – так говорит Ноздрачев, имея в виду и общие результаты, и некоторые индивидуальные. В Курской области нашелся такой уникум, который по химии получил редкостный рейтинг 99,9 процента. К числу уникумов несколько иного плана можно отнести и примерно полсотни прошлогодних выпускников, которые просто заполняли экзаменационные листы и больше ничего не делали, не отвечали ни на один вопрос. «Тройка» им все равно была гарантирована, потому что в условиях эксперимента экзаменующемуся даже машина обязана ставить на балл выше...