Ультимативные требования США по снижению цен вынудили пойти на уступки аравийских экспортеров - наиболее влиятельных в ОПЕК. Тем не менее Иран, Индонезия, Ливия, Нигерия и Алжир фактически угрожают сорвать это решение. Они согласились, в лучшем случае, лишь на постепенное увеличение добычи. А по худшему сценарию они вообще могут проигнорировать решение клуба. Мотив: быстрые ценовые перепады опасны для мировой экономики. Министр нефти Ирана Б. Зангане, имеющий 10-процентный "пакет" в союзе, вообще предложил сокращать и добычу, и экспорт, "чтобы заставить США считаться с интересами большинства стран-поставщиков". Схожая позиция у Ливии.
Впрочем, мнение Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Катара оказалось решающим, поскольку на их долю приходится свыше трети добычи и почти половина экспорта "опековской" нефти. Между тем страны-члены каждый месяц добывают и вывозят на 20, а то и на 25 процентов больше, чем предписывается соглашениями клуба. Так что главным стимулом снижения цен могут стать не столько повышенные квоты, сколько сверхнормативные добычи с экспортом.
Характерно, что этот клуб пока не согласовал перспективную экспортную политику с Россией, Мексикой и Норвегией, хотя их общая доля в мировом экспорте нефти ныне превышает 30 процентов. Эксперты Американского и Французского институтов нефти полагают, что хотя бы 5-процентный рост добычи или экспорта нефти из этих стран в марте -апреле, с учетом упомянутого решения ОПЕК, способен "уронить" цены более чем на 10 процентов. Такую тенденцию усилит и предстоящий ввод в действие некоторых североиракских скважин.
Однако разногласия в ОПЕК могут свести на нет усилия по снижению цен: по большинству аналитических оценок, усиливающееся противостояние в нефтяном клубе политизирует мировой рынок, способствуя удорожанию нефти отнюдь не по экономическим причинам. Например, недавнее обострение ирано-бахрейнского спора из-за некоторых островов в Персидском заливе повысило цены на аравийскую и иранскую нефть почти на 15 процентов...