На Сахалине создан прибор, предсказывающий землетрясения

К любой новости в этой области ученые относятся с большим скепсисом, а уж к тому, что такое открытие в принципе может сделать одиночка, без званий и степеней, без лаборатории, оснащенной по последнему слову техники... Ученые мужи даже слушать не станут.

Автор

Нет пророков в своем Отечестве. И уж тем более их не может быть среди журналистов. Предполагается, что журналист - дилетант по своей сути. А Евгений Васин хоть и работал когда-то инженером-электронщиком в морской геологии, но уже двадцать лет известен в области как фотокорреспондент, а если точнее - фотохудожник.

Когда все областные газеты стали считать деньги и вывели из штата фотокоров, Евгений в буквальном смысле слова переместился на улицу. Он стал подсматривать и снимать сценки городской жизни. Простой "мыльницей" творил чудеса, научился ловить нужный кадр, не глядя в объектив. Щелкал где-то на уровне бедер маленьким сверточком, в центре которого вырезана круглая дырочка (скрытая камера!), - в результате получался очередной шедевр. В 1994 году за фотоальбом "Просто жизнь" он получил Международную премию в номинации "Лучший репортаж о России".

И вдруг он резко оставляет фотохудожества и уединяется в своей квартире, напичканной железяками и опытными образцами так и не запатентованных изобретений.

"Вдруг" - это для посторонних. Родных и знакомых эта перемена в его жизни не удивила: Женя всегда был не от мира сего. "С гор спустился", - как точно охарактеризовала его наша общая знакомая. Отрешенность, погруженность в себя, неучастие ни в какой суете, нежелание зарабатывать деньги свадьбами, похоронами, "садизмом" (снимками в детских садах), словом идти по той дорожке, где сейчас трудятся его коллеги по фотоцеху. Он ведет аскетический образ жизни, предельно растягивая последний полученный гонорар.

И все время что-то конструирует. У него масса авторских свидетельств, но ни одного патента (нет ни денег, ни времени ими заниматься). Некоторые его открытия, которые он так и не запатентовал, через время повторялись и приносили славу более счастливым заграничным изобретателям.

Прибор

Почти случайно, совершенствуя один свой давний прибор для анализа жидкостей, он заметил, что тот откликается на внешние воздействия, причем не астрофизического, а земного характера. Прибор реагировал на осадки, фиксировал приближение тайфунов и циклонов. Причем каждому виду катаклизма соответствовало определенное, только ему свойственное очертание импульса. Когда в прошлом году он получил ни на что не похожую форму импульса, а затем последовало землетрясение в селе Огоньки Сахалинской области, Евгений понял, что поймал предвестника. Он назвал его "штормовой импульс".

В следующий раз, когда сформировался такой же по форме, но большего размера импульс, он позвонил заведующему сейсмостанции Спирину: "Александр Иванович, у меня сформировался катастрофический импульс". И действительно, землетрясение произошло, но не у нас, а на севере острова Хонсю 7-балльное, разрушительной силы с многочисленными жертвами, о которых не раз сообщали СМИ. Дотошный Евгений поставил перед собой задачу локализовать радиус приема сигнала хотя бы до 50 километров и создал новый датчик, не реагирующий на дальние процессы. Чтобы было понятно не сахалинскому читателю - в этот радиус попадают южные города Сахалина: Анива, Корсаков, Долинск, Невельск.

Устройство весом всего 5 кг помещается в современный дипломат и может использоваться в любом помещении и в полевых условиях. 12 датчиков фиксируют изменения на разных глубинах. Что еще можно сказать? Фиксируются не механические колебания, а изменения в электромагнитном поле Земли. Вот, пожалуй, и все. Скажи я хотя бы еще одно слово, ученым все станет ясно, и Женьке не видать патента как своих ушей.

Он считает, что его открытие - готовая поправка к одному из фундаментальных законов физики, потому что он заглянул в щель, ведущую в информационное поле Земли. И, заглянув туда, убедился, что Земля - разумное существо.

Статистика

Эксперимент начался 27 октября 2004 года. Именно в этот день мы договорились, что Евгений будет сообщать мне о предстоящих землетрясениях в радиусе 500 километров. Как долго придется их ждать, месяцы или часы - мы не знали. Каждые четыре часа, в том числе и ночью, звонил будильник, и Евгений снимал показания прибора. Хорошо, что не надо было ходить на службу. Я иногда ему позванивала. "Тишина, прибор чертит ровную линию", - отвечал он. Ему предстояла четырехдневная командировка на Север, и, хотя деньги были на исходе и компания, заключившая с ним договор, хорошо бы заплатила за фотоснимки, он не поехал. Потому что накануне отъезда, это было 6 ноября, прибор стал рисовать штормовой импульс.

На следующий день, 7 ноября, в 13.00 международная система информации о землетрясениях Neic сообщила, что таковое произошло в районе Охотского моря, на расстоянии 180 км от Южно-Сахалинска. Совпали радиус и магнитуда, предсказанные Женей, не совпал только период ожидания после получения штормового импульса - он получился больше на десять часов.

Звонок 1 марта 2005 года. На малой глубине (50 км), на расстоянии 200 км будет сильное землетрясение в 6 - 7 баллов, сообщил Евгений. Произойдет оно с 15 до 19 часов 2 марта. И произошло! Недалеко от поселка Тымовское. Совпали время и расстояние, а магнитуда оказалась меньше (по сведениям сахалинских сейсмологов - 4,7 балла).

8 марта 2005 года звонок: землетрясение произойдет на расстоянии 200 км от Южно-Сахалинска на глубине около 10 км, магнитудой около 3 баллов. Период ожидания - не более 35 часов.

По словам Спирина, оно произошло в ночь на 9 марта в районе Николаевска. Не совпал радиус, он оказался больше в два раза...

И так далее. Иногда не совпадали детали. Но за эти полгода в Дальневосточном регионе не было ни одного землетрясения свыше 3 баллов, которое бы Васин не предсказал за 30-35 часов до события.

Ученые знают: одно открытие всегда тянет за собой другое. Попутно, по деформации спектра одной из частот прибора, Евгений вычислил и специальный коэффициент "К", который назвал фактором катастроф. Фактор "К" сигнализирует о возможных катастрофах там, где есть ионизированный газ. А он есть во всех двигателях внутреннего сгорания (от мотоцикла до ракеты). Не говоря об электростанциях или атомных станциях. Если все нормально - "К" равен 1,5 единицы. Если прибор показывает 2 единицы, нужно проявлять особую осторожность, специалистам бдить за оборудованием в оба, а простым обывателям, например, отложить авиаполеты. 3 единицы - предел. Коэффициент в три единицы он зафиксировал за два дня до февральской аварии на АЭС, находящейся на острове Хонсю.

- Ученые к прогнозу землетрясений относятся весьма скептически, - сказал мне начальник сейсмической станции "Южно-Сахалинск" Александр Спирин. - Но у меня мнение другое: все, что ни делается в этой области, даже энтузиастами-одиночками - все на благо. Тем более что за тот период, что мы с ним обмениваемся информацией, у него было около десяти краткосрочных прогнозов, попавших в цель...

Так может быть, пора проверить действие "прибора Васина" на другом, гораздо более серьезном и фундаментальном уровне?